Логотип Axiona.ru Аксиона
ILSAC GF6, GF5...

ILSAC GF6, GF5...

Краткий обзор спецификации ILSAC и можно ли его смешивать c API.

Зачем придумали ILSAC?

Спецификация ILSAC утверждается международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Но по факту это круг американских, японских и корейских автопроизводителей во главе комитета Американского института нефти. При этом Американский институт нефти сам выпускает известные спецификации API, например API SP. Но API предполагает стандарт качества для американских двигателей и подстраивается под требования внутреннего рынка. А ILSAC задумывался как упрощенный международный стандарт, но получил массовое распространение только среди азиатских автопроизводителей (в ЕС используют классификацию ACEA). Спецификацию обновляют (ужесточают) одновременно с API каждые 5-10 лет в соответствии с новыми требованиями двигателей и новыми достижениями в химической промышленности. Каждое новое поколение повышает планку требований к маслу, таких как: - Кол-во нагара и отложений в случае угара и перегрева; - Вред экологии на случай угара; - Износ двигателя на предельных нагрузках; - Повышение экономичности мотора;

Разница между ILSAC и API

ILSAC копирует API с несущественными отличиями. ILSAC делает упор на экономию топлива: 1. Вязкость по нижней планке SAE, для экономии топлива и облегчения пуска. Например, 5w30 по ILSAC будет менее вязким на 5-10% чем большинство API 5w30. 2. В составе масла должны быть модификаторы трения (присадки) для экономии топлива - обычно молибден. 3. Первыми одобрили в стандарты маловязкие масла: 0w20 и 0w16. Недостатки перед API: 1. Тесты короче, а вероятно и срок жизни. Масла должны проходить испытания в течении 250 мото/часов, что по нормам США соответствует примерно 5000 миль (8000 км). У современных API тест до 300 мото/часов, около 7000 миль (11 000 км).; 2. Требования к работе в турбине у ILSAC появились позже и менее требовательные. 3. Допускается немного больше загрязнений и отложений как внутри мотора, так и в катализаторе. По остальным тестам и требованиям ILSAC и API достаточно близки. Но начиная с GF-6 масло дополнительно различают по букве: ILSAC 6A - универсальное масло, на замену GF-5; ILSAC 6B - масло для гибридных автомобилей и в моторах, где масло не прогревается до типичных рабочих температур, работая в жестких условиях старт-стоп. Считается, что ILSAC спецификацию производителю масел получить проще, а также в производстве выходит немного дешевле (если не получать другие спецификации и допуски). Поэтому ILSAC масло можно встретить даже в виде полусинтетики 10w20 такая вязкость отлично подходит для стран с повышенной влажностью и жарой.

По инструкции в мотор нужно заливать ILSAC GF-4, можно ли залить новый GF-6A?

Да. И любого производителя. Даже если залито ILSAC GF-4 вязкостью 5w40, то можно долить до 1 литра GF-6A вязкостью 5w30 или 0w30 при условии, что в моторе общий объем масла 4-5 литра. Масло вязкостью Xw20 уже не стоит добавлять больше 0,5 литра в этом примере. Если вязкость совпадает, то доливать можно без ограничений.

Можно ли смешивать или доливать в новый ILSAC более старый?

В современный турбодвигатель с прямым впрыском топлива (GDI) рекомендуется использовать и доливать современный GF-6A - оно разработано для турбодвигателей (но можно лить и в обычный, даже инжекторный). GF-5 в этом случае можно только доливать в небольшом кол-ве, чтобы исключить проблему LSPI (об этом будет ниже). Если нет турбины и GDI - доливать можно GF-5 и даже GF-4. Если требуется небольшой долив (до 1 литра), то можно использовать разную вязкость с шагом выше или ниже.

Можно ли масло ILSAC смешать с API или даже полностью заменить?

Да, если их поколения спецификаций и вязкость близки. В ILSAC GF-6А или 6B с турбиной можно доливать только API SP или SN Plus (SN:RC) в любом количестве. Для мотора без турбины можно API SN и SM. В ILSAC GF-5 можно добавлять API SP, SN и SN Plus(SN:RC), SM в любом количестве. API SL только небольшой долив. Также будет нормальным перейти с ILSAC GF-5 5w40 на современное API SP 5w40. Обосновать этот переход можно тем, что теперь у нового ILSAC GF-6A нет масел вязкостью Xw40. А API SP совместимо и будет лучше, чем устаревший ILSAC GF-5 особенно если мотор с турбиной и непосредственным/прямым впрыском (TSI/GDI). Для этого на некоторых маслах Xw40 производитель уже одновременно указывается API SP и ILSAC GF-5.

Совместимость с ACEA маслами

Ориентироваться на ACEA менее желательно, чем на API. Но если нет выбора и на масле указан только ACEA, то надолив можно сопоставить: ILSAC GF-6A: ACEA A7/B7 предпочтительнее (защита от LSPI и более высокие требования к износу и отложений); ACEA A5/B5 допускается; ILSAC GF-6B = ACEA A7/B7 ILSAC GF-5/4: = ACEA A5/B5 и ACEA A3/B4

ILSAC GF-6

GF-6 разделил спецификацию на буквенные обозначения: 6A и 6B. GF-6A - существенная модернизация ILSAC GF-5. Вязкость ограничена: Xw20 и Xw30 (Xw40 более не одобрен). Соответствует API SP. По сравнению с GF-5: + Чистота сгорания масла: меньше отложений, лака и мотору легче вписаться в эко нормы Евро-6; + Более строгие тесты на работу в турбонаддуве (нагар и перегрев); + Тест на исключение LSPI* повреждений; + Тест на износ цепей; + Тест в режиме старт-стоп; + Экономия топлива (снижение трения); В GF-6A можно доливать: API SP / SN Plus / SN:RC - в любом количестве; GF-5 - если двигатель без турбины, GF-6B - в небольшом кол-ве (т.к. может не проходить по вязкости и температурам); GF-6B - масло для холодных и/или гибридных моторов. Только масла с низкой вязкостью SAE 0w16. Это масло имеет те же преимущества, как и 6A, но тестируется более агрессивно в режиме старт-стоп и не давая мотору прогреться. Масло создано для моторов, которые не успевают нормально нагреться до типичных рабочих температур 90 - 100 градусов, поэтому нужна особая низкая вязкость, плотность и присадки для работы при 70 градусах. В него можно доливать ILSAC GF-6A и API SP/SN/SN Plus, но с вязкостью 0w20 (5w20 или Xw30 не желательно).

ILSAC GF-5

Пересекается с API SN. По сравнению с GF-4, улучшено: + появился примитивный тест на работу в турбине; + повышено требование к экономии топлива; + тест и ограничение на летучесть масла (испарение и угар); + масло не должно деградировать при использовании биоэтанола; + дополнительное ограничение по фосфору для катализатора (для экологии Евро-4/5);

ILSAC GF-4

Соответствует API SM. По сравнению со старыми стандартами существенно улучшены: + моющие свойства масла (борьба с уже имеющимися отложениями); + ограничение фосфора для катализатора (экология Евро-3); + увеличили общий тест масел до 250 моточасов (по его итогу смотрят на износ и отложения); + ужесточили тесты на износ двигателя; + экономия топлива;

ILSAC GF-3, 2 и 1

Данным спецификациям более 20 лет и более не актуальны.

Опубликовано: (обновлено: ) , автор