VW 502/505, 504/507 и 508/509
Обзор допусков масел для VAG автомобилей
О допусках VW
VW допуск универсален: первая цифра указывает на норматив испытания бензинового двигателя, а второй после дроби для дизеля. Исключение редкие дизельные допуски VW505.01, 506.00 и 506.01 (но его не будем рассматривать). Все допуски VW платные и требуют лабораторной перепроверки каждые 2-3 года или сразу если была изменена рецептура масла. Масла проверяются лабораторно и на испытательных стендах (двигателях). Использование масла, которое официально не проходило испытание VW лишает гарантии автомобиль. Список масел получивших официальное одобрение публикуется на официальном сайте (пример масел 504/507 на начало 2024 года).
VW 502/505
502 - допуск для бензинового двигателя до Евро-5 (включительно) 505 - допуск для дизельного двигателя до Евро-4 Вязкость SAE: 10w40, 5w40, 0w40, 5w30 и 0w30 Полусинтетика допускается SAPS: Full (полнозольные масла) Тест-ресурс: не менее 250 мото/часов Близкие аналоги допуски: API SN, BMW LL-01, MB 229.5, GM Dexos2 Считается эталонным допуском для эксплуатации до 300 мото/часов (10 тыс.км. при средней скорости 33 км/ч). Данное масло рекомендуется брать в сочетании с допусками: API SP - защита от LSPI повреждений; BMW LL-01 и/или MB229.3/229.5 - увеличен тест-ресурс до 350 м/ч и более требовательны тесты к чистоте двигателя и турбине;
VW 504/507
504 - бензиновый допуск 507 - дизельный допуск Вязкость SAE: 0w30 или 5w30 SAPS: Mid или Low (средне и слабо зольные) Близкие аналоги допуски: ACEA C3, BMW LL-04, MB 229.51. Заявленный ресурс: 650 м/ч по программе Longlife (только в ЕС). Фактический с минимальным износом в тяжелых условиях и с качественным топливом 350 м/ч. Состав: синтетика с >15% PAO или GTL базового масла и >1% эстер. Молибден не рекомендуется (повышает серу). Строгие экологические требования к маслу заставляют производителей использовать дорогие базы масел и современные присадки, но жертвуют щелочными показателями (устойчивость к загрязнению и окислению). Преимущества перед 502/505: + Возможность использования по программе Longlife (650 м/ч) для новых требований экологов в некоторых ЕС странах (главная причина создания данного допуска); + Тест на чистоту непосредственного впрыска в случае угара масла (полезно для TDI, FSI, TSI и TFSI моторов); + Повышенные требования к чистоте двигателя; + Доп. тест на топливную экономичность; + Тест к сажевым фильтрам (дизель); + Тест на угар масла NOAK (не более 11% против 13%); + Обратная совместимость, т.е. VW 504/507 можно заливать вместо 502/505 если подходит по вязкость, так и наоборот (для бензин.двиг.). Главный недостаток масла с этим допуском в бензиновом моторе (504): быстрое старение (окисление) масла при использовании бензина низкого качества или с металлосодержащими присадками (не честные АЗС используют для повышения октана (из 92 делают 95/98)). В результате чего вязкость масла быстро проседает (из 5w30 превращалось в 0w20 уже к 4 тыс.км. или 150 м/ч) и начинался повышенный износ и загрязнение. И через 30 тыс.км. таких жестких износов у мотора необратимо сильно увеличивался угар. Именно по этой причине VAG обязал дилеров РФ и СНГ использовать 502 масла даже в современных бензиновых моторах. Но побочным недостатком этого решения стало быстрое загрязнение форсунок непосредственного впрыска и загрязнение двигателя в целом (лакообразованию, что вело к перегревам двигателя и турбины), но момент когда владелец это понимал уже заканчивалась гарантия. Для регионов где вы не уверены в качестве топлива, но хотели бы использовать 504 масла, рекомендуется найти среднезольное масло (MidSAPS) и сократить срок замены (200 м/ч и пол года (на случай попадания топлива в картер с маслом). В дизельных двигателях 507 показывает себя достойно, даже с топливом посредственного качества. От плохого топлива в сочетании с городскими пробками быстро выходит из строя только сажевый фильтр (DPF). В случае угара масла при наличии сажевого фильтра лучше использовать LowSAPS масла с повышенным содержание PAO (меньше угар). Рекомендуется наличие дополнительных допусков: API SP + BMW LL-04
VW 508/509
508 - бензиновый допуск 509 - дизельный допуск Вязкость SAE: 0w20 SAPS: LowSAPS - малозольное масло Ресурс: 650 м/ч по программе Longlife (только в ЕС). Для тяжелых условий 300 м/ч. Близкие аналоги допуски (можно доливать): ACEA C5, Porsche C20, GM DexosD. Состав близок к VW 504/507, добавлен краситель и цирконий в качестве маркеров. Главный недостаток VW 508/509 допуска: не рекомендуется использовать в старых двигателях VAG где нет соответствующего разрешения (до 2019 года). Преимущества VW 508/509 перед VW 504/507: + Более строгие требования к чистоте форсунок, турбины и других элементов двигателя на случай угара масла; + Более требовательные тесты на совместимость с сажевым фильтром; + Старт/Стоп стресс тесты (положительно для износа); + Топливная экономичность за счет низкой вязкости и присадок (до 4%); + Защита от LSPI повреждений; + Масло должно быть окрашено в синий цвет, чтобы владелец не перепутал с другими маслами. Использовать и доливать VW 502/505 масла запрещено производителем. VW 504/507 0w30 допускается только доливать (не более 1 литра). В качестве замены можно использовать масло с допуском Porsche C20. Производители масел должны добавлять достаточно стойкий сине-зелёный краситель и редкий элемент цирконий (Zr), чтобы его могла обнаружить лаборатория в отработке масла. И в случае гарантийной поломки двигателя VAG может определить было ли использовано правильное масло или нет. В переходе на 0w20 ничего плохого нет, многие американские и японские автомобили стали переходить на эту вязкость еще с 2010 года.