Воздушный фильтр двигателя
FAQ/ЧАВо по воздушным фильтрам двигателя: когда менять, зачем вата/паралон, пропитка и т.д.
Зачем нужен воздушный фильтр?
Очищает воздух от загрязнений, чтобы они не попали в камеры сгорания ДВС.
Когда менять воздушный фильтр в двигателе автомобиля?
Оптимально: на каждой второй замено моторного масла.
Обычно каждые 20-30 тыс. км. для легкового автомобиля.
Замена по пробегу:
40-45 тыс.км. - двигатель без турбины/компрессора, >80% пробега по трассе, зима сухая и короткая, не пыльный регион и нет мошки.
30 т.км. - 50% пробег по трассе, не пыльный регион, зима сухая и короткая, нет мошки.
20 т.км. - универсальный рекомендуемый пробег для замены. Особенно для автомобилей с турбиной или компрессором.
10-15 т.км. - варианты причин: фильтр двигателя маленького размера, достаточно пыльный регион, дешевый чисто целлюлозный фильтр или установлен чип тюнинг Stage 2 со штатным фильтром.
Если затянуть с заменой фильтра или он загрязнится раньше времени?
Пример двух автомобилей: с турбиной и без (атмосферный). 50% пробега в городе с пробками, пыль умеренная, средняя скорость 34 км/ч, замена масла каждые 10 тыс.км.
При пробеге 20 тыс.км. оба автомобиля работают исправно.
На 25 тыс.км. на автомобиле с турбиной увеличивается расход топлива на +1%, потеря мощности -2%.
30 тыс.км.
С турбиной перерасход в +3%, потеря мощности в -5%. Наблюдаются подтупливания на нажатие педали газа, пинается робот-автомат с двойным сцеплением*. Если мотор чипован, то потери более ощутимы.
Без турбины (атмосферник): перерасход +1%, потеря мощности -2%.
40 тыс.км.
С турбо: перерасход +5%, потеря мощности до -10%. Подтупливает газ и пинки при переключении передач робот-автомата*. Риск повреждения текстуры фильтра и просачивание микро пыли.
Без турбины: перерасход в +3%, потеря мощности в -5%
С 50 тыс.км. высокий риск повреждения фильтра и прорыв пыли в двигатель, что повлечет серьезные последствия.
*Роботы-автоматы с двойным сцеплением очень быстро переключают передачи, но они требуют быстрой реакции от двигателя: быстро поднять или опустить обороты, иначе в момент переключения будет не комфортным.
На какие характеристики стоит обратить внимание при выборе фильтра?
Материал: Целлюлоза - стандарт испытанный веками (возможно небольшое добавление синтетического волокна для усиления текстуры). Полностью синтетические фильтра - увеличен ресурс, меньшее сопротивление воздуха и более стойкие в условиях постоянной влажности. Такие фильтра используют в мощных машинах или в тюнинге (многоразовые). Дополнительная масляная пропитка для адгезивности. Улучшает эффективность фильтрации, используют для регионов с повышенной пыльностью или дымностью (заводы, пожары). Но пропитка может снизить до 1% мощности двигателя. Подробности о пропитке будет рассказано ниже. Уплотнитель. Должен быть ровным, не слишком жестким и желательно не пластиковым (если это не предусмотрено мотором автомобиля). Для турбо-мотора лучше убедиться, что производитель гарантирует устойчивость при температурах +110 градусов. Огнезащита (самоугосание пламени). На упаковке указывают класс горючести F1 или S1. Самоугосание является обязательным для фильтров продаваемых в Европе. Губка для холодного климата. Дополнительная губка защищает фильтр от проведения в случае обмерзания, подробнее о ней расскажем ниже. Цвет. Классический цвет бумажного воздушного фильтра ДВС - белый с желтым оттенком. Желтизна из-за пропитки для самоугосания пламени и чтобы лучше склеить волокна. Другие цвета отличные от белого играет маркетинговую роль. Так например MANN FILTER выпускает обычные желтые и зелёного цвета фильтра с пропиткой и увеличенным ресурсом.
Как влияет воздушный фильтр на расход топлива?
Причина 1: в слабом давлении воздуха (загрязнен): Если фильтр достаточно грязный, то снижается поток и давление воздуха требуемый двигателю. Как результат топливная смесь будет менее эффективна: обороты не так быстро растут как должны, мощность двигателя ниже, КПД хуже. Причина 2: загрязнен или испорчен датчик расхода воздуха (ДМРВ) После воздушного фильтра в трубе куда поступает очищенный воздух, находится датчик расхода воздуха (он же ДМРВ). Его цель правильно определить поступаемый объем воздуха, чтобы двигатель правильно и экономично рассчитал требуемый объем топлива. Если этот датчик загрязнен (копоть/пыль/дым), то показания будут искажены и как результат: двигатель не экономично работает, а в запущенном случае начинает неровно работать. Подробнее о датчике ДМРВ в этой статье.
Можно ли чистить воздушный фильтр двигателя?
Нет Почему: 1. Очищая пылесосом, сжатым воздухом или пытаться вытряхивать пыль: неизбежно повреждают волокна и структура фильтра, оставляя после себя дырки и микротрещины и внутри двигателя начнет проникать пыль, а трещины будут увеличиваться. 2. Микро пыль и пыльца жестко спутывается в волокнах фильтра и их никак оттуда не убрать, не повредив структуру фильтрующего элемента. А именно они являются основной причиной потери воздухопроницаемости. 3. Стандартный фильтр мыть нельзя. Что можно сделать, если необходимо продлить жизнь: 1. Осторожно удалить крупные загрязнения с фильтра (перья, насекомые, крупные песчинки). 2. Очистить сам контейнер от песка и пыли. 3. Если фильтр "зимнего типа" с губкой, то её можно удалить и так проехать ещё до 5 тыс.км.
На некоторых фильтрах нанесена заводская масляная пропитка, зачем?
Речь идёт о маслянистой пропитке, которую наносят на поверхность фильтра и она визуально ощутима. Такая пропитка улучшает свойства адгезивности фильтра (прилипания и удержания пыли). Такой подход увеличивает ресурс фильтра, но немного ухудшает объем пропускаемого воздуха, что может снизить мощность и экономичность двигателя. В легковых автомобилях такой подход используют в случаях: А) Синтетический нетканый материал фильтра. Особенно в многоразовых тюнинг, масло уменьшает размер сопла через которую может пройти пыль. Б) В моторном отсеке недостаточно места и установлен мотоциклетный воздушный фильтр и его с трудом хватает даже на 10 000 км, поэтому добавляют немного пропитки, чтобы увеличить ресурс (пылеемкость). В) Фильтр также недостаточно большой и автомобиль эксплуатируется в пыльном регионе: плохо чистят дороги, длинная и грязная зима, степи, вулканы, регион где много природных пожаров. Данные фильтры являются рекомендацией и не обязательны к применению, т.к. масло создает дополнительное сопротивление для воздуха и по сравнению с обычным фильтром можем потерять 1% мощности двигателя. Пропитка для воздушных фильтров продается отдельно в виде жидкости или спрея. Применяют в: - мотоциклах, квадроциклах и снегоходах; - 2Т технике: триммер, бензопила, лодочные моторы; - Грузовики и автобусы где используется первичный многоразовый фильтр (чтобы продлить службу второму бумажному); - тюнинге с многоразовыми "нулевыми" фильтрами (Stage 2, 3 и выше);
Зачем на воздушном фильтре вата, утеплитель или паралон?
Это серия фильтров для регионов с долгим и холодным климатом, а также с нестабильной погодой (частое чередование оттепели и заморозков). В первую очередь рекомендуется их использовать форсированным и турбированным двигателям. - Защищает фильтра от наледи и обмерзания. В случае резкой смены погоды от оттепели к заморозкам при высокой влажности губка удерживает часть влаги и при замерзании наледь образуется на губке, а не внутри фильтра. Без губки наледь образовывается мужду складок и повреждает их. - Выполняет дополнительную защиту от крупного песка (которым посыпают дороги) и ледяной крупы (града); Некоторые производители также используют улучшенную смесь уплотнителя, которая не дубеет в -40. Недостатком данного фильтра является короткий ресурс самой губки и увеличение сопротивления воздуха. Как следствие из-за губки расход топлива и падение мощности может достигать 1% по сравнению с обычным, а спустя 10 тыс. км. потери составят уже до 5% для турбо-мотора из-за накопленной грязи. Но после зимы, губку можно удалить и проехать ещё 5 тыс.км.
Рамка или сетка в воздушном фильтре, зачем?
Данная защита обычно встречается в двигателях автомобилей VAG (VW, Audi, Skoda и т.д.) и называется Air Box Grille. Обеспечивает превентивную защиту от гидроудара двигателя на случай если рискуете пересекать глубокие лужи или брод. Если мотор чипован, то следует снять, т.к. мешает потоку воздуха. Без чипа съем его не улучшит работу или экономичность двигателя, т.к. заводские характеристики двигателя рассчитаны на работу с ним.