Логотип Axiona.ru Аксиона
API SP, SN, SM и другие

API SP, SN, SM и другие

Краткий обзор бензиновых спецификации API S# и можно ли его смешивать с ILSAC и ACEA.

Зачем API для масла?

API стандарты выпускает Американский институт нефти (American Petroleum Institute). Примерно каждые 5-10 лет выходят новые более жесткие требования. Каждый новый стандарт повышает требования к тестам, которое должно проходить масло, такие как: - Нагар и отложения в моторе; - Износ мотора в целом; - Оптимизация экологии (на случай угара); Классификация испытаний масла на бензиновом моторе начинается с буквы S (SERVICE), например: SP, SN, SM. Последняя буква обозначает поколение в алфавитном порядке, каждая следующая буква по алфавиту означает, что масло лучше предыдущего. SP лучше, чем SN. Масла разрешенные для дизельных моторов начинаются на C (COMMERCIAL), например: CH, CF. Иногда на бутылке с маслом могут одновременно указать бензиновый и дизельный стандарт (вместе - API SN/CF или каждый отдельно - API SN, API CF). Значит масло можно использовать на двух типах двигателя, API SN/CF: SN - масло проходит испытания для бензинового двигателя (S) по стандарту N; CF - масло проходит испытания для дизельного двигателя (C) по стандарт F;

Отличия между API и ILSAC

ILSAC легально копирует стандарты API. Поэтому они публикуются практически одновременно, но ориентированы на общемировой рынок (по факту к нему придерживаются японские и корейские автопроизводители). Но у API: + Немного жестче и дольше тесты на износ: двигатель проходит тест не менее 300 мото/часов (против 250 м/ч); + Появились раньше и более жесткие требования к турбине; + Раньше других определили проблему LSPI* и экстренно выпустили внеплановый стандарт для проблемных турбомоторов API SN Plus; + Более строгие требование к экологии, на случай угара масла (бережёт катализатор а/м); Стандарты и тесты ILSAC ориентированы на создание менее вязких масел и с уклоном на экономию топлива. Т.е. 5w30 на ILSAC будет на 5-10% менее вязким чем аналогичный API, что даст экономию и облегчит зимние запуски. А также менее требовательные тесты позволяют их делать дешевле. API же ориентированы на надежность и немного увеличенный срок эксплуатации. Но при этом современные масла могут иметь одновременно ILSAC и API спецификацию, а значит масла одновременно отвечают их требованиям и тестам (надежны и экономят топливо). Про ILSAC можно почитать в этой статье.

По инструкции в мотор нужно заливать API SM, можно ли залить новый API SP?

Да, если это единственное требование автопроизводителя по допускам. И при этом масло может быть любого производителя. Даже если залито API SM вязкостью 5w40, то можно налить API SP с вязкостью 5w30. Масло вязкостью Xw20 уже не стоит добавлять больше 0,5 литра в этом примере (большой разрыв по вязкости). Если вязкость совпадает, то доливать можно без ограничений. Новое масло лучше старого по хар-кам и не мешает общей работе (даже улучшает).

Можно ли доливать в новый API SP старый стандарт, например API SM?

Если мотор старый и в него изначально можно лить API SM то никаких проблем и ограничений нет. В такой мотор можно немного доливать и более старый API SL. Но если мотор предполагает использование API SN Plus (или API SP) и оснащен турбиной (а значит ещё и непосредственным/прямым впрыском GDI/TSI) то: API SN (без Plus и RC) и даже старый SM - только немного доливать, чтобы исключить риски LSPI; API SL - не стоит, только если экстренно немного; Если нет турбины и впрыск простой инжекторный (MPI например), то можно спокойно доливать даже API SL.

Можно ли масло доливать ILSAC или даже на него перейти?

Да, если их поколение выпуска и вязкость близки. Ниже указаны примеры когда на банке с маслом указан только ILSAC и нет API или ACEA. А мотору не требуется какой-либо строгий допуск самого автопроизводителя (например VW 504/507). Если турбомотор: ILSAC GF-6А - можно доливать без ограничений и даже на него перейти (но менять его нужно почаще). Он практически соответствует API SP. ILSAC GF-5 - доливать ограниченно можно. Аналог API SN, но может вредить катализатору Евро-6 в случае его угара. Переход на GF-5 для современного турбированного авто не безопасно: риск LSPI, слабые тесты на износ турбины. Нет турбины: ILSAC GF-6А и GF-5 - можно доливать и переходить. ILSAC GF-4 - достаточно устаревший стандарт. Доливать можно, а переходить не рекомендуется. При переходе на масло ILSAC (на упаковке не указан API и ACEA A5/B5 или A7/B7) следует его менять чаще: ILSAC гарантируют живучесть масла в моторе (без тюнинга, чипа и хорошего топлива) до 250 мото/часов (примерно 7500 км при скорости 30 км/ч); API гарантирует до 300 мото/часов (до 10 тыс. км.). ILSAC хорошо проявит экономичность топлива, особенно зимой благодаря более низкой вязкости (в лаборатории 0w30 ILSAC покажет чуть меньше вязкость чем 0w30 API) и наличию молибдена или аналогичному модификатору трения.

Совместимость с ACEA маслами

Ориентироваться на ACEA менее желательно, чем на ILSAC. Но если нет выбора и на масле указан только ACEA, то надолив можно: Для двигателей требующих API SP и SN Plus: ACEA A7/B7 предпочтительнее (защита от LSPI и более высокие требования к износу и отложений); ACEA A5/B5 допускается; ACEA A3/B4 соответствует устареревшему API SM.

API SL, SJ и старее

Спецификациям более 20 лет, в современных моторных маслах не встречаются. Встречаются только на грузовых маслах, как бонус к списку. Ориентироваться на столь старые стандарты имеет смысл только в случае использования автомобиля с определенной спецификой (например мотору требуется полусинтетическое или минеральное масло).

API SM

2010 год. По сравнению с API SL и старее повышены требования к: + моющим свойствам масла (борьба с уже имеющимися отложениями); + ограничили фосфор для катализатора (для Евро-4); + ужесточили тесты на износ двигателя; + тест на экономию топлива (масло не должно ухудшать трение); + появился тест на турбину и компрессор; + одобрена вязкость Xw20.

API SN

По сравнению с SM: + Ужесточен тест на работу в турбине (износ, отложения); + Тест на безопасность к герметикам и уплотнителям, особенно если масло на PAO*; + Тест на загрязнение отложениями выпускных клапанов и форсунки прямого впрыска (GDI/FSI) в случае угара масла; Для эко норм Евро-5 и 6: + Определили нормы теста на испарение/угар (NOAK); - Сократили фосфор для катализаторов (чтобы вписаться в Евро-6); API SN не уступает таким допускам как: VW 502 00/505 00 Renault RN 0700/0710 BMW LL-01

API SN Plus или SN:RC

Добавлен тест на устойчивость к LSPI*. Большинство маленьких турбо моторов и/или с непосредственным впрыском подверженных риску LSPI как раз использовали масла классификации API поэтому автопроизводители решили быстрее принять этот стандарт (только не все автовладельцы и даже дилеры об этом знают). API SN:RC - маркетинговое продолжение SN Plus. Масло проходит доп. тест на экономичность топлива мотором благодаря дополнительным присадкам или модификаторам трения (примерно на 1% улучшена экономичность от заводских норм двигателя). Такие масла иногда имеют также допуск ILSAC GF-5. Он также минимизирует риски LSPI.

API SP

По сравнению с API SN и SN Plus: + Усилены тесты на износ и отложения поршневой и турбонагнетателей (добавлен тест на перегрев); + Дополнительные тесты на исключение LSPI; + Тест на износ цепей; Дополнительно одобрена вязкость 0w16. Однако у ILSAC это спецификация GF-6B и означает использование масла в гибридных автомобилях с мотором, который редко прогревается до 90 градусов. В случае наличия API SP это означает, что масло допускается использовать в обычных моторах где разрешено производителем или климатическими условиями с долгой и холодной зимой, когда мотор также нормально не прогревается (0w30 и 0w20 масло прогретое до 50-70 градусов влечет больше износа и перерасход топлива, чем 0w16). На 0w16 может быть одновременно указан API SP и ILSAC GF-6B, а значит это масло можно использовать в обычном моторе вместо 0w20, так и гибридном с электротягой. Встречается ещё API SP:RC (Resource Conserving - экономия ресурсов), в масле увеличена доза присадок для экономии топлива делая его равносильным ILSAC GF-6A. Является маркетинговой аббревиатурой.

Опубликовано: (обновлено: ) , автор