Шины: маркировка и обозначения легковых шин
Разбор маркировочных цифр и букв на легковых шинах
Маркировка шин
Понимание маркировки позволит правильно подобрать шину для автомобиля, а также выбрать комфортную или прочную шину.
Размерность
Пример: 205/60 R16 205 - ширина шины в миллиметрах (205 мм = 20,5 см). 60 - высота шины в % отношении к ширине. В примере высота будет 205 х 0,60 = 123 мм. R16 - радиус диска в дюймах, на который будет одета шина. Шину по размерности выбирают по требованию изготовителя автомобиля. При занижении радиуса следует учитывать размер тормозных дисков.
Грузоподъемность и скорость
После размера шины указывают индекс грузоподъемности и скорости. Пример 205/60 R16 96T Грузоподъемность (в примере индекс - 96). Обозначает вес, которое способно выдержать 1 колесо на максимальной скорости. Иногда дублируется расшифровкой, пример: Max load - 690 кг. 76 - 400 кг 80 - 450 84 - 500 90 - 600 93 - 650 96 - 710 98 - 750 100 - 800 102 - 850 104 - 900 Буквенный индекс максимальной скорости (в примере - T). Кратковременно для обгона максимальную скорость можно превысить на 20%. L — 120 км/ч M — 130 N — 140 P — 150 Q — 160 R — 170 S — 180 T — 190 U — 200 H — 210 VR — 220 V — 240 W — 270 Y — 300
Симметричные, асимметричные, и направленность движения шин
Симметричные - можно устанавливать с любой стороны машины и в любое направление. Рисунок протектора таких шин универсален. Асимметричные - требуют установки правильной стороны из-за особенностей рисунка. Имеют внутреннею сторону которая должна смотреть в машину (надпись Inside). И внешнюю сторону, которая смотрит на улицу (Outside эту надпись должно быть видно с улицы).
Дополнительные обозначения
Rotation со стрелкой — для шин где важно правильное направление рисунка протектор (в основном для шин с V образным рисунком). Стрелки подсказывают направление, куда должны смотреть колёса (вперёд). Шины в сочетании с Inside/Outside обычно продают только парой: на левую и правую сторону; XL - шина усилена (усилен корд). Такая шина стерпит незначительное превышение веса, крепче на пробой в острых ямах (при правильном давлении) и может выдержать превышение скорости на 30%. Но шины с XL индексом менее комфортны, особенно если колеса не докачены (усиленный корд бьет в диск). Обозначение является маркетинговым на усмотрение производителя и не гарантирует существенных преимуществ. Inside/Outside - Внутренняя (Inside) и внешняя сторона (Outside), нужна для правильного монтажа шин (как задумал завод). Снаружи должны быть видно только надписи Outside (сторона Inside смотрит внутрь машины). Красным и желтым пятном завод указывает, что шины прошли контроль и подсказывают где должны быть грузила и их примерный вес. Это позволит определить корректно ли откалиброван станок на шиномонтаже, либо подскажет что погнут диск (требует прокатки). Обычно эти маркеры выцветают и смываются на мойке на солнце за пол года, т.к. со временем по мере износа и хранения шина меняет балансировку.
Run Flat
Шина имеет дополнительный каркас и/или проставки, которые удерживают шины в полуспущенном состоянии. И дадут возможность проехать от 50 до 150 км на спущенном колесе со скоростью до 80 км/ч до сервиса. Расстояние зависит от качества дороги и самой шины. К незначительному преимуществу и недостатку можно отнести её дополнительную жёсткость и тяжесть. Благодаря этому машина лучше управляется при агрессивном вождении и меньше риск пробить в глубокой яме. А в случае сильного повреждения шины на высокой скорости водителю будет проще удержать управление. Поэтому Run Flat по умолчанию устанавливается на спортивные премиальные автомобили с завода. Недостатки: Не ремонтопригодны - производители шин считают, что даже после маленького прокола шины нужно утилизировать и купить новую. Однако многие крупные шиномонтажные сервисы готовы попробовать без гарантий устранить незначительный прокол и чаще всего получается. Лишний вес и сильная виброотдача - подвеска и особенно ступицы колес быстрее изнашиваются на плохих дорогах. Водителю и пассажирам будет менее комфортно на плохих дорогах. До 50% дороже обычных шин.
Маркировка для Евросоюза
Для продажи шин в ЕС, производитель обязан предоставить результаты испытаний по общепринятой ЕС методике и проинформировать о следующих характеристиках: Топливную экономичность. "А" - лучшая экономичность в тесте, G - худший. Тест на езду по мокрому асфальту и устойчивость к аквапланированию. Шум - в децибелах. Чем меньше значение - тем тише шина. На практике шина имеющая оба показателя на уровне "А", может быть не лучшей по тормозному пути или износу (протектор быстро стирается и по высоте он может быть меньше с завода чем у других). Либо резина плохо себя покажет весной и осенью в +5 градусов. Эти показатели можно выяснить только в сравнении на тест обзорах, которые публикуют известные мировые журналы. Также по мере износа любая шина будет терять свои показатели, особенно по параметру "дождь" из-за уменьшения глубины протектора и иссыхания резинового состава.
Тесты для США
Данные тесты обязательны для продажи в США. TREADWEAR - износостойкость. Чем больше цифра, тем жестче резина, но дольше прослужит. Каждые 100 ед. говорят о ходимости шины примерно в 30 000 км при спокойной езде (без груза). Но если показатель TREADWEAR выше 350, то резина при температуре менее +15 будет твердой как пластик: дискомфорт (включая акустический), ухудшается тормозной путь, плохо держать в резких поворотах, а при +5 в дождь может скользить. Поэтому у спортивных шин этот индекс редко превышает 300, а у городских и эко шин выше 400 ед. TRACTION - тест тормозного пути и отсутствие заноса на мокрой поверхности при 64 км/ч. AA - отлично результаты A - хорошие показатели B - удовлетворительные показатели Тест устаревший и лучше ориентироваться на маркировку ЕС при наличии. TEMPERATURE - многочасовая проверка колеса на стенде о соответствии указанным параметрам по грузоподъемности и скоростного индекса. Если на колесе указан индекс 100Q, то его нагружают на 704 кг (88% от индекса) и раскручивают до 160 км/ч. A - тест пройдет (перегрев и дефекты не обнаружены) B - тест пройден, но с замечаниями (появились трещины, колесо сильно нагрелось или наблюдался повышенный износ)
Что не указывают
Вес - чем тяжелее среди аналогов, тем вероятно прочнее (усилен корд) и чуть лучше сцепление при агрессивной езде. Но избыток веса губит ступицу и подвеску автомобиля (колесо быстрее и сильнее ударяется в ямах). В магазине можно попросить взвесить шину. Высота протектора - одна шина может быть 7 мм, другая 8. У дорогой шины занижают протектор с целью: уменьшить раскачку (экономия топлива), уменьшает паразитные шумы/свисты на высокой скорости. Но это не гарантирует, что шина с 8 мм прослужит дольше, чем аналог в 7 мм. У 7 мм может быть индекс TREADWEAR 400, когда у 8 мм TREADWEAR 300 и износ у 8 мм будет куда быстрее. Температурные режимы для летних шин. В зависимости от свойств и ноу-хау в резине шина себя по-разному ведет при разных температурах: Шины со спортивным уклоном (на шине в названии указано Sport) - эффективно работают только когда асфальт не менее +10 градусов, а сама шина прогрета до +30. А при температуре +5 становится слишком твердой как пластмасса: значительно ухудшается тормозной путь, сильно передает неровности и стыки. Есть производители шин которые выпускают летние модели для северных широт в диапазоне от 0 до 25 градусов. В жару +30 такая шина будет быстро изнашиваться и чрезмерно мягкой (а при +35 тормозной путь длинным). Но об этому будет указано на сайте или в буклете к шинам (при её наличии).
Советы в помощь подбора шин
Нужен комфорт? - Выбирайте шину с минимальным индексом веса, скоростью и без XL обозначения. Такие шины следует выбирать только с хорошими дорогами и не груженным. - Увеличение ширины шины уменьшит "гуляние" машины в колею. Но зимой ухудшит тормозной путь; - Индекс износостойкости (treadwear) чем меньше тем лучше (мягче), но при агрессивной езде такая резина быстро сотрётся. Нужна прочная шина для плохих дорог? - Выбирайте максимальный индекс веса; - Наличие маркировки XL; - Шины с маркировками SUV, M+T или M+S имеют дополнительный запас прочности; Дорогие RunFlat шины крепче любых обычных, но в случае серьёзного повреждения/пореза они не подлежат ремонту (кроме прокола), что сомнительно в дальнем путешествии; - Выбирайте симметричные протекторы шин, где нет Rotation, Outside/Inside. Такие шины легче найти в продаже штучно и нет проблем с подбором стороны; - Индекс износостойкости (treadwear) выбирайте побольше; На зиму говорят лучше ставить узкую резину? Это верное утверждение. Многие автопроизводители напрямую так и рекомендуют (например Ford). Главный положительный довод: усиление пятна контакта шины, что сокращает тормозной путь на льду (особенно для "липучки") и уменьшает риск зарывания в глубоком снегу (когда машина пустая). Недостатки: быстрый износ такой шины, на сухом теплом асфальте возможно незначительное ухудшение тормозного пути, раскачка/укачивание и "плавание" в колейности. Если машина постоянно перегружена, то лучше остаться на штатном размере резины (3 взрослых пассажира и много вещей).