Цепи или браслеты противоскольжения?
Снег, лёд и грязь, а проехать надо?
Для чего нужны цепи и браслеты на колеса?
Значительно повышают проходимость автомобиля по снегу, грязи, льду и даже песку. Их практика обязательна зимой в Европе т.к. в южных Европейских странах из-за короткой и теплой зимы не обязывают использовать зимнюю резину (ездят на летней резине или всесезонной круглый год). Но даже будучи на всесезонной/зимней резине в сильный снегопад подняться по снежной каше со льдом проблематично учитывая, что дороги только чистят и лед обычно не обрабатывают. Поэтому одевают цепи/браслеты даже на зимнюю резину (есть участки сложных дорог, где в случае снегопада цепи/браслеты обязательны, а за отсутствие штрафуют). Цепи/браслеты противоскольжения: [+] Многократно улучшают проходимость и тормозной путь по снегу и грязи; [+] Улучшают зацеп с дорогой на льду - безопаснее торможение и управляемость; Недостатки: [-] Повреждают дорожное покрытие, особенно грунтовое. Поэтому запрещено ездить без необходимости; [-] Нарушают управляемость машины, тем самым ухудшают адекватную работу систем безопасности автомобиля: ABS и ESP. Нельзя ездить выше 40 км/ч. [-] В случае обрыва, цепь/браслет может навредить не только вашей и соседней машине, но и травмировать человека.
Чем браслеты лучше цепей?
При условии, что на колесе одето 3 браслета (комплект из 6 браслетов):
[+] Если уже увязли в снегу то их проще одеть чем полноценную цепь;
[+] Универсальность к размерам колес - Вы можете использовать на разных машинах или поделиться с соседом. У браслетов шире диапазон применения;
[-] На большинство колес со стальными дисками или высоким внедорожным профилем - браслеты не одеть или фиксация будет не надежной;
[-] Расстояние между колесом, подвеской или тормозной системы может не позволить одеть браслеты или можно навредить машине;
[-] На льду зацеп и управляемость хуже, чем полноценная цепь;
[-] Дискомфорт при езде уже на 20 км/ч (цепи с 30 км/ч);
Если использовать 4 браслета, то проходимость может быть лучше, чем у цепей. Можно использовать и 2 браслета на колесо (такие комплекты продают), но тогда колеса больше закапываются чем, гребут.
Чем цепи лучше браслетов?
[+] Лучше проходимость и управляемость где больше льда и небольшой снежной каши; [+] Большинство цепей имеют более надежную фиксацию и можно проехать 5 км не поправляя цепь, а с браслетами на такое расстояние нужно быть внимательным; [+] Проверять фиксацию цепей достаточно каждые 500-1000м (зависит от качества креплений), браслеты нужно проверять 200-300 метров. [-] Труднее одевать, когда уже забуксовал; [-] Перевозка: занимают много места, лишний вес, посторонний шум; [-] Цена (надежные и не повреждающие диски);
Композитная/проволочная/сеточная цепь противоскольжения
Имитирует цепи, но визуально напоминает сетку для багажника/вещей которую натянули на колесо. Обычно используют металлическую струну на которой сверху нанесена резина или синтетический тканевый материал:
[+] За счёт тонкости струн отлично подходят для низкопрофильных шин которые установлены впритык и нет свободного места для нормальной установки цепей или браслетов;
[+] Простота в одевании и снятие (даже если забуксовали и увязли);
[+] Комфортно ездить даже на 40 км/ч (но лимит остается в 40 км/ч);
[+] Низкий вес, не шумит в багажнике, не габаритны;
[-] Хуже гребут по снегу/снежной каше и грязи (хуже обычных цепей и браслетов). Сетка тоньше чем цепь, но компенсируются это частотой ячеек.
[-] Некоторые модели фактически одноразовые;
[-] Цена;
Зацеп по льду может быть лучше, а может быть хуже. Зависит от того каким материалом покрыта струна, если обычная резина/пластик то зацеп на льду будет хуже, если специальная резина/синтетика с шершавым покрытием то зацеп по льду будет лучше, чем у цепей. Также ячейки усиливают металлическими кольцами, которые имитируют шипы.
Пример: MICHELIN Easy Grip EVO
Что такое чехол/носки противоскольжения?
Отличный вариант для южных стран где редко бывает снег и минус, постоянно ездят на летней резине, но хочется быть готовым к короткому замерзшему подъему/серпантину (минимум снега). Такие чехлы также используют на фургонах и небольших грузовиках. [+] Как и сетку удобно одевать на колеса с недосточным местом для монтажа; [+] Самые лучшие показатели по льду, на голом льду зацеп лучше чем у большинства всесезоннок; [+] Не мешают и не нужно выключать ESP и ABS (при условии, что обуты 4 колеса); [+] Можно ездить до 50 км/ч (зависит от модели); [+] Бесшумны и без вибраций; [+] Дешевле чем цепи и мало занимают места в багажнике; [-] Бесполезны по снегу, грязи и песку; [-] Если под чехол попадает снег или вода, то высокий риск проскальзывания колеса внутри чехла; [-] Быстро изнашиваются и рвутся, не подходят для регулярного использования.
Так какие лучше?
Чехол или носки противоскольжения - если практически отсутствует зима, дорогу только подмораживает, а снега практически нет. Необходимость проехать скользкий участок с подъемом/спуском зимой возникает редко. Их легко и быстро одеть/снять. Не подходят для заснеженных, грязевых и сыпучих участков. Композитная/проволочная/сеточная цепь противоскольжения - быстрый и простой монтаж даже в узких проемах арок, тихие и минимум вибраций, подходят для частого использования. Лучшие показатели на льду, но не подходят для грязевых участков (намыливаются) и не самые лучшие показатели когда придется буквально ползти по снегу. Качественные модели очень дорогие. Браслеты - удобнее установить если уже буксуете. При использовании 4 браслетов на колесе - гребут лучше цепей. Цепи - для частого использования, хорошо показывают в любых ситуациях (зависит от частоты переплетения и ширины звеньев).
Советы при использовании цепей и браслетов
1. Цепи/браслеты достаточно одеть только на ведущие колеса, а в случае с полноприводной машиной одевают на передние колеса;* 2. Если нет голого льда - по возможности отключите ESP. В движении датчики ESP будут слишком часто и ложно срабатывать что приведет к перегреву тормозной системе, сильному износу коробки передач и его сцеплению, перегрузкам двигателя. С "чехлами" ESP лучше оставить включенной. 3. Цепи лучше одевать заблаговременно до плохого участка, проехать 20 метров по относительно хорошей дороге и убедиться, что цепи правильно оделись и не соскочат. Браслеты по возможности тоже одеть заранее. 4. Если решили приобрести браслеты, осмотрите колеса (а лучше сделайте примерку), точно ли браслет и соединительный механизм не будет мешать подвеске и повороту руля. 5. В случае частых попаданий в сложную ситуацию будет полезным также приобрести противобуксовочные ленты. 6. Играть с давлением колеса смысла нет. В большинстве случаев рекомендуется наоборот перекачивать колеса, чтобы цепи/браслеты лучше растянулись и не сползали с колес. Спущенные колеса снижают клиренс автомобиля, и Вы рискуете чаще цепляться днищем и только ухудшите проходимость. 7. Не забывайте проверять браслеты каждые 300 метров, а цепи 500 - 1000 метров.