API C дизель
Краткий обзор дизельных спецификаций API категории C
Об API и дизелях
API стандарты выпускает Американский институт нефти (American Petroleum Institute). Каждый новый стандарт повышает требования к испытаниям и показателям, которое должно проходить масло, такие как: - Ресурс масла в течении которого у двигателя умеренный износ мотора по моточасам; - Экологические нормы (сера, сажа, окисление); - Нагар и отложения в моторе; Спецификация для дизельных моторов начинаются с буквы C и F, например: CF, CH-4 и FA-4. Каждая следующая буква из алфавитного порядка говорит о новом поколении стандарта (улучшено). Цифра -2 или -4 после букв означает о кол-ве тактов: 4х или 2х (да дизельные моторы выпускались двухтактными). В данной статьи рассматриваем 4х тактные масла. Вне рынка США на современных маслах могут указывать спецификацию без цифры. Предполагая по умолчанию её назначение в 4х тактном двигателе (CH = CH-4).
API CF-4
Стандарт с 1990 года. Масло с таким допуском можно использовать в дизельном двигателе выпущенном по нормам до 1995 года с небольшой нагрузкой и слабой турбиной. Сегодня это стандарт для большинства дизельных генераторов и тракторов малой и средней мощности (без турбины).
API CG-4 и API CH-4
API CG-4 - 1995 год: + тест на сопротивление к пенообразованию; + ужесточен тест на износ, нагар и отложения в случае угара масла; Классификация встречается редко, т.к. незначительная добавок присадок и балансировка масляной базы позволит получить CH-4 без существенных затрат. API CH-4 - 1998 год: + в масле должна быть снижена сера, сажа (эко требования); Благодаря эко требованиям масло стало ещё меньше оставлять нагар в поршнях и в случае угара - меньше дымить.
API CI-4 и CI-4 PLUS
API CI-4 - 2002 год: + Масло должно "отмывать" уже имеющиеся свежие отложения в двигателе. Первые 50 мото/часов (пока масло свежее); + Тест на работу с турбинами и сложными системами впрыска топлива; + Тест на условную безопасность для EGR (системой рециркуляции отработанных газов); + Тест на работу при высоких оборотах двигателя; + Масло меньше испаряется (угорать); Также ужесточены требования по сере, саже, фосфору и т.д., чтобы сделать выхлоп ещё "экологичнее". CI-4 PLUS: Дополнительно ужесточили тесты на испаряемость и окисляемость. Встречается редко, т.к. проще сразу производить API СJ-4
API СJ-4
2006 год: + Тест имитирующий работу тяжело нагруженного двигателя на высоких оборотах; + Дополнительные ограничения по составу: золы, серы и фосфора (для систем экологии); + Тест на безопасный вред сажевому фильтру DPF (Diesel Particular Filter) и EGR. Но этот тест существенно слабее, чем сегодня требуют современные системы экологии;
API CK-4
2017 год, для техники требующую экологию примерно уровня Евро-5 (глубокой очистки выхлопа): + Ужесточен тест на вред эко систем: EGR, DPF и аналогов; + Снижен угар масла и как следствие отложения; Масла данной категории близки к Евро ACEA C2/C3 маслам средне зольным (MidSAPS) и малозольным (LowSAPS). До этого масла полнозольным (FullSAPS). Если коротко, то это означает: такие масла минимум вредят системам экологии автомобиля Евро-5/6 особенно с DPF и нагарные отложения не губят систему впрыска, но эти масла быстро окисляются (стареют/портятся) если заправить машину топливом Евро-4 или хуже.
Сравнение API CH, CI, CJ, CK и GM Dexos 2
Для просты сравнения ниже представлена субъективная таблица отражающая разницу между спецификациями по 5 бальной шкале. Стоит отметить: 1. Вне США, спецификация API указывается на усмотрение производителя и не проходят сторонний контроль качества. Т.е. приходится доверять производителю масла. 2. Оценки говорят о минимальном требуемом уровне качества. Т.е. по факту испытания качество масла может быть выше по некоторым показателям, но получит старую спецификацию из-за экологии. Например: Производитель масла использовал много присадок, но не самых современных и экологичных однако по тестам все показатели не ниже 4 баллов, кроме экологии. Из-за избытка серы и фосфора масло не проходит по экологическим стандартам и не рекомендуется использовать с современными катализаторами и DPF (Евро-4). Поэтому честный производитель укажет на канистре API CI. В таких случаях лучше обращать внимание на наличие других дополнительных допусков. Чем их больше, тем вероятно масло лучше. 3. API С не регламентирует тесты на экономичность топлива. Поэтому в данной таблице они отсутствуют.
Будущее API C
1. Это стандарты для Америки. Где любят бензиновые моторы и начинают любить электромобили. Интерес к дизельным моторам легковых машин на этом рынке мал был изначально, а после дела Дизельгейта (афера Volkswagen с экологией диз.машин) такие моторы в легковых машинах америки стали не интересны (даже большая часть пикапов продаются с бенз.двигателем). 2. Вместе с API CK-4 в 2017 году был выпущен более строгий стандарт API FA-4, предполагаемый переход на маловязкие масла (w30) и на новое дизельное топливо с очень низким содержанием серы близким к Евро-6. 3. В 2018 году появился американский стандарт GM DexosD. Который лучше по требованию к экологии и тестам по износу и жизни маслу чем у API FA-4.
API FA-4
По сравнению с API CK-4: - Дизельное топливо должно содержать серы до 15 мг/кг (0,0015% веса). - Масла не совместимы с предыдущими категориями API C. Производитель двигателя должен разрешить использование этого масла; + Обязательная низкая вязкость Xw30 масла для экономичных моторов; + Угар (Испаряемость) и от него нагар существенно снижены; Малозольное масло LowSAPS.
Обязательства
Если производитель масла указывает стандарт API не для рынка США, то это является добровольным действием и никем не проверяется. А для продажи такого масла внутри США заявленный API должен быть испытан. Поэтому продаваемые API масла вне рынка США могут быть не на 100% соответствовать нормам этого стандарта. Тут остается доверять производителю масла и другим платным одобрениям автопроизводителей если они имеются.