Логотип Axiona.ru Аксиона
Вопросы и ответы об автомобильных аккумуляторах (АКБ)

Вопросы и ответы об автомобильных аккумуляторах (АКБ)

Разбор часто задаваемых вопросов об автомобильных батареях: типы, как и чем заряжать, советы эксплоатации

Срок службы автомобильной батареи (АКБ)?

Обычная батарея - 4 года EFB батарея (улучшенная) - 5 лет AGM батарея - 6 лет (без доп.отопителя/вебасты) Батарея может прослужить до двух раз дольше этих показателей, если: - Зимы короткие и тёплые и/или зимой автомобиль регулярно стоит в тёплом гараже/стоянке; - Летом в жару батарея не перегревается от двигателя;

Что за EFB и AGM?

EFB - обычная батарея, но собранная из лучших комплектующих имеющихся на заводе (в остальном маркетинг). Поэтому у таких батарей увеличена ёмкость (в тех же размерах) и больше пусковой ток. AGM - особая технология производства батарей. Внутри сухая ванная, а на пластинах влажные маты (упрощённое описание). Мощнее пусковой ток (особенно зимой) и почти вдвое быстрее зарядка.

Почему батарея мало проработала?

Условия эксплуатации: - В духе такси: частые ситуации когда мотор заглушен, но работает музыка, печка и фары; - Частые короткие поездки (менее 30 минут); - Длинная и холодная зима; - Перегрев АКБ (выше +60°C). Технические неисправности: Не исправный генератор или плохой контакт. Не дозаряжает. На клемме может быть коррозия (специальный антикор смазки и краски продаются (наносят снаружи)). Постоянный пассивный разряд от доп.компонентов. Например, постоянно включённый видеорегистратор(ы) и активная GSM сигнализация, а на машине ездят всего раз в неделю (батарея не успевает зарядиться). Короткое замыкание и утечки тока. Обычная ситуация у старых машин с проблемной проводкой. Но даже у новой машины может быть элементарное короткое замыкание или утечка тока: некачественно подключена розетка фаркопа, из-за попадания воды происходит замыкание (частая проблема 13-pin розеток с прямым проводом на АКБ), мойка двигателя с плохой изоляцией и недостаточной сушкой, некачественная установка сигнализации, нештатная магнитола с усилителем и сабвуфером. Грязь и вода на самой АКБ и проводах: плюсовая клемма прошивается с минусовой (напрямую или через корпус). Существуют специальные устройства и методы позволяющие определить утечку тока, запущенный случай: когда свет и приборка мигает/мерцает (с выкл.двигателем), а батарея разряжается за 2-3 дня. Превышена сила тока от генератора. С выкл. светом, выкл. климат-контролем и без музыки: от генератора должно поступать не больше 15% Ампер от ёмкости АКБ после 10 минут работы (пример: АКБ 50Ач, значит не более 7,5 ампер. кратковременное превышение в первые 10 минут запуска двигателя допустимо), для AGM допускается до 25% (до 12,5 ампер для 50 Ач). И это при условии, что АКБ не до конца заряжен. В данном примере 5% уходят на потребности автомобиля для поддержания самой электросети автомобиля, а при включённых фарах, отопителе, музыке, подогрев сидений по электросети сила тока может быть в разы больше, т.к. есть потребители и АКБ забирает только остатки (зависит от мощности генератора). Если AGM. Проверьте не превышается ли вольтаж выше 14.7 (даже 14.8 деградирует его), для AGM ставят IBS датчик с ограничителем или в бортовом компьютере прописывают настройки генератора. Есть дорогие модели AGM внутри которых установлена схема ограничитель (имитация IBS) для безопасной зарядки и контроля температуры (например штатные АКБ Volvo). Ёмкость новой батареи меньше заводской (более 10%). У современных дорогих автомобилей в бортовом компьютере прописана номинальная ёмкость батареи и если она окажется ощутимо меньше, то автомобиль не будет этого знать и будет пытаться его дозарядить. На многих таких автомобилях через специальный диагностический кабель можно прописать объём новой батареи. Ёмкость новой батареи больше заводских требований (более 30%). В технической инструкции для дилеров к автомобилю указывают минимальный и максимальный требуемый объем батареи. Если новая батарея окажется значительно больше заводской, то вероятно мощности генератора не хватит, чтобы такую батарею зарядить (чем больше объём, тем и больше требуется сила тока). Обычно не более +30%. Например, штатная батарея была 60 Ач, то не рекомендуется устанавливать батарею выше 80Ач. Также следует учитывать переделки с местом монтажа батареи, если например изначально батарея стояла в моторном отсеке, но решили перенести в багажник, то учитывайте сопротивление и потери от лишней длинны кабеля от генератора к АКБ, в данном примере уже не рекомендуется устанавливать батарею больше 70 Ач. В бортовом компьютере если есть возможность, также пропишите новый объем батареи. У некоторых автомобилей можно поменять генератор на более мощный (обычно не оригинал). Генератор не снижает мощность и идёт перезаряд и перегрев АКБ. Если АКБ полностью заряжен, но от генератора продолжает поступать мощный заряд и батарея греется, значит проблема в контроллере заряда, либо должен стоять IBS датчик ограничитель на клемме. Ёмкость и тип (EFB/AGM) АКБ должна быть корректна.

Как продлить жизнь АКБ?

Не давайте опуститься напряжению ниже 12 вольт. Подзаряжайте. Если машина не используется месяц и дольше следите за саморазрядом из-за сигнализации и других пассивных источников особенно зимой (например на многих Nissan можно отключить главный предохранитель, что существенно снизит пассивный разряд бортовым компьютером). Утепляйте батарею если эксплуатируете автомобиль в регионах где долгая холодная зима за -25°C. Продаются специальные чехлы и декоративный крышки (бывают и оригинальные). На лето утеплитель по возможности снимайте (заводской тонкий можно оставить). При наличии декоративной крышки на батарее снимайте на летний период. Так уменьшите риск перегрева. Для батарей установленных в багажник не нужно этого делать. Если автомобиль поддерживает и работает в режиме "старт-стоп двигатель". То хотя бы на зимний период отключите его.

Как определить сколько % заряда в батарее?

Проверить можно мультиметром или некоторыми зарядными устройствами (не подключая в розетку). Проверять через час после того как заглушили или закончили подзарядку. Примерные показатели по вольтажу при температуре выше +5°C: >90% = 12.5V и выше 70% = 12.2V 50% = 12V 30% = 11.8V Если температура отрицательная, то вольтаж будет ниже на 0,1-0.2v и это нормально. Однако также снижается пусковой ток, что затрудняет запуск автомобиля и происходит медленный саморазряд.

Когда нужно заряжать АКБ?

При 12.1v или ниже (когда осталось примерно 60%)

Как и чем заряжать АКБ?

Поездкой или на холостом ходу. Банально завести машину и куда-нибудь съездить, поездка должна быть минимум на 2 часа. Можно завести и оставить работать на холостых, но: отключить музыку, климат-контроль, фары и т.д. (тогда можно на холостом оставить на 1 час). Такой способ не гарантирует полную зарядку, но восстановит большую часть. - Если генератор слабый или уставший от времени то потребуется гораздо больше времени; - Потратить топливо и время; Короткие поездки с остановками не подходят, каждый запуск машины будет расходовать значительный заряд (особенно на холодный двигатель). Для восстановления заряда потраченного на запуск машины двигателю нужно проработать 10-15 минут. Автоматической зарядной станцией: + Сам регулирует напряжение и мощность (нужно только правильно выбрать начальные настройки); + Сам отключается и переходит в режим "поддержки" батареи (постоянный микро заряд). Но многие дешёвые зарядники могут неправильно определять ёмкость и отключаться раньше; + Опция: использовать как пусковое устройство (заводить машину); + Опция: режим десульфитации (ремонта/восстановления батареи); + Опция: режим безопасной зимней зарядки (заряжать при -10°C); + Опция: (полу)ручной метод зарядки; +/- Для AGM батарей должна быть указана эта функция обязательно (иначе автоматика работает не корректно и можно навредить AGM батарее); Ручной зарядной станцией. На ней Вы сами устанавливаете силу тока (амперы) и вольтаж. От пользователя требуется техническое понимание как устроена АКБ и как правильно её заряжать. + Позволяет заряжать любую батарею, если знать правильный вольтаж и ампераж; + Если правильно соблюдать порядок процесса зарядки и регулировать параметры, то можно зарядить АКБ больше чем это сделает простенький автомат; - В процессе зарядки требуется каждые 15-30 минут проверять батарею и следить, чтобы АКБ не перегрелась и регулировать ампераж и вольтаж согласно инструкции; - Риск перезарядить/перегреть батарею;

Значит можно заряжать не снимая батарею с машины и клеммы?

Можно Но если есть возможность, то с батареи лучше снять минусовую клемму. Однако на многих автомобилях после этого могут появиться ошибки на панели, но например на авто концерна VAG (VW, Skoda, Audi) это не влечёт проблем, достаточно будет проехать 1 км дороги и все ошибки удалятся, а параметры систем откалибруются. Для безопасности следует изучить инструкцию автомобиля (что делать если сел аккумулятор). Если клемма не будет снята, то зарядить сможете в лучшем случае до 90%. Рекомендуется заряжать автоматом и в щадящем режиме (силу тока поменьше). Проводить десульфитацию и разряжать батарею нагрузкой даже с установленной одной клеммой воспрещается. Снимать надо обе клеммы, а температура на улице должна быть +15...+20°C. Ряд требований для корректной зарядки, не снимая с авто: 1. Температура на улице желательно выше -5°C если используете простой автомат.зарядник. До -10°C при наличии зимней функции у автомат.зарядника или используете ручной режим. При температуре ниже есть вероятность повредить само зарядное устройство и навредить батареи, а также не будет возможности корректно полностью зарядить батарею. Но лучшей температурой для полной зарядки считается от +10°C до +20°C. 2. При температуре +5°C, первые 5 минут следует заряжать слабой силой тока (если зарядное устройство позволяет регулировать). Рекомендуется примерно 2% от объёма АКБ. При батарее 60Ач, установить ток 1,2А. И только потом поднимать ток. 3. Если не сняли клемму: отключите все потребители электр. в машине. Даже открывание электро багажника может сильно помешать корректной зарядке; 4. Если нужно только завести машину, то достаточно заряжать 15 минут (+5 минут на прогрев из пункта 2 если на улице холодно). Перед запуском выключите зарядное устройство (если у него нет функции пускового);

Почему батарея не заряжается до конца?

- Ржачина на клеммах батареи или генератора; - Генератор выдает мало тока; - Неисправный регулятор напряжения / тока; - Проблема в IBS датчике (при его наличии); - Ёмкость батареи значительно превышает заводскую; - Сильная утечка тока (в самой батареи или электросети автомобиля).

IBS датчик

Важные правила при зарядке батареи

Для полной, глубокой 100% зарядки ряд условий: 1. Сухое тёплое помещение +20°C; 2. Если батарея только что с холодной улице, дайте ему постоять несколько часов в тепле перед зарядкой; 3. Не допускать нагрев батареи выше +50°C. Если только не пытаетесь восстановить батарею (десульфитацией). 4. Если задача максимально зарядить и частично восстановить ёмкость, то нужно заряжать не менее суток на самом слабом токе (1% от ёмкости батареи). Данный процесс зарядки занимает сутки и изначальный заряд батареи должен быть не ниже 20% (11.7v), но и не выше 60% (12.1v). Данный способ особенно эффективен для частичного восстановления AGM батарей. Желательно использовать полуавтомат (чтобы задать минимальный ток). 6. Если батарея обслуживаемая (есть и откручиваются крышки): откройте пробки, проверьте уровень, при необходимости долейте электролит. Если позволяют навыки, и знания скорректируйте плотность текущего электролита.

Что такое десульфитация и помогает ли она?

Процесс частичного восстановления ёмкости батареи путем разрушения кальциевых отложений образовавшихся от времени (износа). Подходит для обычных и на их основе EFB батарей. Простым автоматическим зарядным устройством с функцией ремонта/десульфитации удаётся восстановить до 20% Ач от заводской ёмкости при первой процедуре. В процессе этой функции происходит пульсация, кратковременно напряжение может доходить до 16v, мощность тока также завышаться, а жидкость даже подзакипать (буквально на минуту). Качество результата зависит от качества самого устройства и стабильности электросети (рекомендуется использовать через выпрямитель/стабилизатор сети). Пример: изначально было 50 Ач в батарее, спустя 5 лет после тяжелой эксплуатации осталось 20 Ач, но путем десульфитации через автомат.зарядник удалось восстановить ёмкость 10 Ач и получить в сумме 30 Ач, что вполне позволит прослужить батарее ещё одну зиму. Повторная десульфитация спустя время уже восстановит менее 10%, потом менее 5%. Если батарея обслуживаемая, обязательно откройте крышки и долейте электролит/воду (вероятно его будет мало). Во время процесса пробки должны оставаться приоткрытыми, а помещение проветриваться. Также важно, чтобы в помещении было тепло. Сложный способ подходит только для обслуживаемых батарей и использования зарядного устройства в ручном режиме с постоянным контролем: открыть пробки, несколько раз аккуратный слив старого электролита долить новый, регулировать плотность, постоянный контроль заряда и т.д. так можно восстановить до 2/3 Ач от первоначальной ёмкости. Но весь этот процесс может занять неделю. И такими восстановленными батареями даже торгуют автомагазины. Такая батарея обычно не прослужит больше 2 зим и повторное восстановление не имеет смысла. Для AGM батарей десульфитация не имеет смысла и опасна. Для AGM единственный способ: почти полностью разрядить и зарядить медленным током в течении 24 часов, так можно восстановить до 5% Ач.

Что не рекомендуется делать?

- Заряжать батарею с запущенным мотором; - Заряжать замерзшую батарею сразу сильным током; - В жару выше +35°C не заряжайте до 100%; - Обычную и EFB батареи нельзя сильно наклонять и переворачивать;

Опубликовано: , автор