Логотип Axiona.ru Аксиона
Разница между обычным аккумулятором, EFB и AGM

Разница между обычным аккумулятором, EFB и AGM

Преимущества и недостатки EFB и AGM аккумуляторов перед обычным.

Конструктивная разница EFB и AGM

EFB (Enhanced Flooded Battery), переводится как: улучшенные затопленные батареи.
Это обычная батарея при производстве которой использовали лучшие материалы и качество сборки доступное на заводе.
EFB это маркетинговое название, для него нет единого стандарта которому должны следовать произвоидтели как с AGM. Поэтому EFB правильно переводить как: лучшие или незначительно улучшенные обычные электролитные батареи выпускаемые на «этом» заводе.

AGM (Absorbent Glass Mat), переводится как: Абсорбирующий стеклянный мат. Многие ошибочно считают, что AGM это сухие батареи или даже гелевые. Бытовое объяснение: внутри специальные стекловолоконные маты/пластины (сепараторы), которые как губки держат в себе все тот же традиционный электролит. Но электролита так мало, что он скорее содержится в виде паров и редко выпадает в осадок.

Недостатки EFB

Надпись «EFB»:
1. Не гарантирует, что его можно ставить в качестве тягового АКБ;
2. Не гарантирует долгую и адекватную работу с технологией Start-Stop;
2. Не гарантирует существенное превосходство в объеме Ач, пусковом токе, ресурсе, стойкость к морозам/перегревам и т.д. перед обычными АКБ;

Надпись «EFB» только гарантирует, что данный АКБ лучше других обычных выпускаемых на заводе. На сколько лучше - решает сам завод и его маркетинговый отдел. Внутри АКБ может быть тем же обычным с одной линии производства, просто получил лучшую оценку в результатах тестирования по итогу производства и за это его одевают в красивую упаковку и ставят надписью EFB.

Изначально EFB придумали, чтобы подчеркнуть, что этот АКБ лучше подходит для дорогих машин: гибриды и/или оборудованных системой Start-Stop, лучше выдерживают перегревы.

И если на самом АКБ указано, что подходит для Start-Stop систем, значит данный АКБ действительно производился с расчетом на эту функцию, а также обладает повышенной способностью быстро заряжаться и давать достаточно высокий пуской ток при низком заряде батареи

Преимущества АКБ EFB перед обычными

Ниже описанные преимущества относятся только к честным и зарекомендовавшим себя производителям АКБ.

Практическое преимущество перед обычным/стандартным АКБ*:
1. Двойной ресурс: кол-во циклов заряд-разряд (включая глубокие). А значит и типичный срок службы таких АКБ в обычном автомобиле может составлять до 6-8 лет, вместо 3-4;
2. До 30% быстрее заряжается (важно для гибридов и вебаст). Ампераж зарядного устройства может составлять 13% от ёмкости;
3. Стойкость к перегревам, что важно в гибридных автомобилях и системах с Start-Stop, которые постоянно нагружают АКБ;
4. Увеличен пусковой ток, особенно при -18℃ (тестовая температура);
5. Усилена конструкция: защита от повреждений и вибраций;
Опционально:
6. Дополнительная защита от утечки электролита (на случай повреждения батареи);
7. Увеличена ёмкость до 15% при тех же размерах; 8. Пламегаситель;

Технологическое преимущество:
1. Более толстые пластины или наоборот тоньше, но их кол-во увеличено в тех же размерах. Как следствие EFB АКБ тяжелее обычного;
2. В АКБ использовано меньше вторичных материалов, металл чище;
3. Электролит более высокого качества;
4. Более качественная сборка, крепкий и морозостойкий пластик, дополнительная изоляция и защитные пленки;
5. Незначительные фирменные ноу-хау (патенты);

Преимущества AGM над EFB и обычным аккумулятором

Практическое преимущество перед EFB:
1. На 50% больше ресурс при постоянных нагрузках: заряд-разряд, срок службы. При правильном подключении (не выше 14.7В, контроллер заряда) и соблюдении уличных температур -30...+40℃. А перед обычной батареей преимущество в 3 раза;

2. Зарядка в 2 раза быстрее. Отлично подходит для дизельных а/м с вебастой, Start-Stop и частыми короткими поездками в городе. В гибридных автомобилях с рекуперацией также активно применяется, но обычно с дополнительным охлаждением на случай жары. Но чтобы получить преимущество от быстрой зарядке нужен и достаточно мощный генератор.
Если обычную батарею на 60 Ач безопасно заряжать при 6А, то EFB можно на 7.5А, а AGM той же ёмкости можно на 12А.

3. Пусковой ток ещё выше и он более стабилен при -18℃ даже на разряженном АКБ;

4. Пламегаситель и защита от утечки электролитов (и газов) является стандартом для AGM.



Технологическое преимущество:
1. Герметичность и безопасность: в случае перегрева из него выходят газы электролита, а в случае повреждения внешнего корпуса из него не вытечет электролит, но внутри начнется окисление и быстрое старение ресурса.
2. AGM батарея спокойно и безопасно может работать будучи лежа на боку, по этой причине их используют в технике для экстремального спорта

AGM АКБ внутри

Недостаток AGM АКБ

1. Для AGM нужен ограничитель по заряду и правильный контроллер. Если просто поменять обычную/EFB батарею на AGM то она уже через год придет в негодность. Заряд должен быть ограничен не более 14.7В, тогда как обычный АКБ может выдерживать 14.8В. Контроллер (например IBS датчик на клемме) должен правильно определять температуру АКБ (можно заряжать не выше 55С) и правильно ёмкость).

2. При температурах ниже −30°С если заряд AGM меньше 30% то электролит кристаллизуется повреждая АКБ неся серьёзный износ;

3. Зарядка при температуре батареи выше +55°С - губительна. Это одна из причин по которой AGM аккумуляторы предпочитают устанавливать в багажнике, где он не перегревается от горячего мотора;

4. Вес;

5. Ёмкость EFB батареи при тех же размерах обычно на 10% больше;

6. Цена;

7. Обычная зарядная станция губительная для этого АКБ, нужна специальная с контроллером для AGM заряда (у большинства зарядчиков она схоже с зарядкой гелевых и ограничена в 14.4В, но считается что так восстанавливается ёмкость АКБ)

Когда EFB лучше чем AGM?

От AGM стоит отказаться в пользу EFB, если:
А) В автомобиле нет возможности переключить/заменить контроллер на AGM;
Б) В вашем регионе частые и сильные морозы (за −30°С) и автомобиль часто стоит без дела неделю и больше. Если морозы сильные, но ездите регулярно, то проблем нет;
В) Регулярно жаркое лето за +40;
Г) Тюнинг мотора из-за которого в моторном отсеке где установлен АКБ значительно возросла температура и нет возможности перенести АКБ в багажник.

Можно ли перейти с AGM на EFB или обычную батарею?

Да, но потребуется помощь автоэлектрика:
1. Перенастроить, снять или заменить датчик IBS с клеммы если имеется.

2. Перевести генератор с 14.7В на стандартные 14.8В. Обычно делается в мозгах, иногда достаточно поменять или снять IBS датчик но иногда нужно физическое действиет. Формально этот пункт можно пропустить, но батарея будет заряжаться дольше.

3. Установить ограничение по амперажу, не более 13% от ёмкости EFB или 10% если обычная батарея. Если пропустить этот пункт то батарея будет перегреваться.

Опубликовано: (обновлено: ) , автор