Логотип Axiona.ru Аксиона
Разница между AGM, EFB и обычными аккумуляторами

Разница между AGM, EFB и обычными аккумуляторами

Преимущества и недостатки EFB и AGM аккумуляторов перед обычным.

Конструктивная разница EFB и AGM

EFB (Enhanced Flooded Battery), переводится как: улучшенные затопленные батареи. Это обычная батарея при производстве которой использовали лучшие материалы и качество сборки доступное на заводе. EFB это маркетинговое название, для него нет единого стандарта которому должны следовать произвоидтели как с AGM. Поэтому EFB правильно переводить как: лучшие или незначительно улучшенные обычные электролитные батареи выпускаемые на «этом» заводе. AGM (Absorbent Glass Mat), переводится как: Абсорбирующий стеклянный мат. Многие ошибочно считают, что AGM это сухие батареи или даже гелевые. Бытовое объяснение: внутри специальные изолированные стекловолоконные маты/пластины (сепараторы в пакетах), которые как губки держат в себе все тот же традиционный электролит. Но электролита так мало, что он скорее содержится внутри в виде паров и редко выпадает в осадок.

Недостатки EFB

Надпись «EFB»: 1. Не гарантирует, что его можно ставить в качестве тягового АКБ; 2. Не гарантирует долгую и адекватную работу с технологией Start-Stop; 2. Не гарантирует существенное превосходство в объеме Ач, пусковом токе, ресурсе, стойкость к морозам/перегревам и т.д. перед обычными АКБ; Надпись «EFB» только гарантирует, что данный АКБ лучше других обычных выпускаемых на заводе. На сколько лучше - решает сам завод и его маркетинговый отдел. Внутри АКБ может быть тем же обычным с одной линии производства, просто получил лучшую оценку в результатах тестирования по итогу производства и за это его одевают в красивую упаковку и ставят надписью EFB. Изначально EFB придумали, чтобы подчеркнуть, что этот АКБ лучше подходит для дорогих машин: гибриды и/или оборудованных системой Start-Stop, лучше выдерживают перегревы. И если на самом АКБ указано, что подходит для Start-Stop систем, значит данный АКБ действительно производился с расчетом на эту функцию, а также обладает повышенной способностью быстро заряжаться и давать достаточно высокий пуской ток при низком заряде батареи

Преимущества EFB перед обычными

Ниже описанные преимущества относятся только к честным и зарекомендовавшим себя производителям АКБ. Практическое преимущество перед обычным/стандартным АКБ*: 1. Двойной ресурс: кол-во циклов заряд-разряд (включая глубокие). А значит и типичный срок службы таких АКБ в обычном автомобиле может составлять до 6-8 лет, вместо 3-4; 2. До 30% быстрее заряжается (важно для гибридов и вебаст). Ампераж зарядного устройства может составлять 13% от ёмкости; 3. Стойкость к перегревам, что важно в гибридных автомобилях и системах с Start-Stop, которые постоянно нагружают АКБ; 4. Увеличен пусковой ток, особенно при -18℃ (тестовая температура); 5. Усилена конструкция: защита от повреждений и вибраций; Опционально: 6. Дополнительная защита от утечки/испарения электролита для установки в багажник автомобиля и на случай повреждения батареи; 7. Увеличена ёмкость до 15% при тех же размерах; 8. Пламегаситель; Технологическое преимущество: 1. Более толстые пластины или наоборот тоньше, но их кол-во увеличено в тех же размерах. Как следствие EFB АКБ тяжелее обычного; 2. В АКБ использовано меньше вторичных материалов, металл чище; 3. Электролит более высокого качества (увеличен срок эксплуатации); 4. Более качественная сборка, крепкий и морозостойкий пластик, дополнительная изоляция и защитные пленки; 5. Незначительные фирменные ноу-хау (патенты);

Преимущества AGM над EFB и обычным аккумулятором

Практическое преимущество перед EFB: 1. На 50% больше ресурс при постоянных нагрузках: заряд-разряд, срок службы. При правильном подключении (не выше 14.7В, контроллер заряда) и соблюдении уличных температур -30...+40℃. А перед обычной батареей преимущество в 3 раза; 2. Зарядка в 2 раза быстрее. Отлично подходит для дизельных а/м с вебастой, Start-Stop и частыми короткими поездками в городе. В гибридных автомобилях с рекуперацией также активно применяется, но обычно с дополнительным охлаждением на случай жары. Но чтобы получить преимущество от быстрой зарядке нужен и достаточно мощный генератор. Если обычную батарею на 60 Ач безопасно заряжать при 6А, то EFB можно на 7.5А (теоретически), а AGM до 12А. 3. Пусковой ток ещё выше и он более стабилен при -18℃ даже на разряженном АКБ; 4. Пламегаситель и защита от утечки электролитов (и газов) является стандартом для AGM. А значит любой AGM можно устанавливать в багажнике автомобиля (если это предусмотрено конструкцией); Технологическое преимущество: 1. Герметичность и безопасность: в случае перегрева из него выходят газы электролита, а в случае повреждения внешнего корпуса из него не вытечет электролит, но внутри начнется окисление и быстрое старение ресурса.
2. AGM батарея спокойно и безопасно может работать будучи лежа на боку, по этой причине их используют в технике для экстремального спорта

AGM АКБ внутри

Недостаток AGM АКБ

1. Для AGM нужен ограничитель по заряду и правильный контроллер. Если просто поменять обычную/EFB батарею на AGM то она уже через год придет в негодность. Заряд должен быть не более 14.7В* (при 14.8 уже деградация). Контроллер (например IBS датчик на клемме) должен правильно определять температуру АКБ (можно заряжать не выше 55°С) и правильно ёмкость. Дорогие модели AGM могут иметь встроенную плату контроля с балансиром для безопасного регулирования заряда и в IBS датчика необходимости нет (Система контроля батареи - Battery Management System(BMS)). 2. При температурах ниже −30°С если заряд AGM меньше 30% то электролит кристаллизуется повреждая АКБ неся серьёзный износ; 3. Зарядка при температуре батареи выше +55°С - губительна. Это одна из причин по которой AGM аккумуляторы предпочитают устанавливать в багажнике, где он не перегревается от горячего мотора; 4. Вес; 5. Ёмкость EFB батареи при тех же размерах обычно на 10% больше; 6. Цена; 7. Обычная зарядная станция губительная для этого АКБ, нужна специальная с контроллером для AGM заряда (у большинства зарядчиков она схоже с зарядкой гелевых и ограничена в 14.1В (заряд для гелевых АКБ), но считается что так восстанавливается ёмкость АКБ)

Когда EFB лучше чем AGM?

От AGM стоит отказаться в пользу EFB, если: А) В автомобиле нет возможности переключить/заменить контроллер на AGM (AGM батарея с встроенной BMS платой может быть очень дорогим); Б) В вашем регионе частые и сильные морозы (за −30°С) и автомобиль часто стоит без дела неделю и больше. Если морозы сильные, но ездите регулярно, то проблем нет; В) Регулярно жаркое лето за +40°С; Г) Тюнинг мотора из-за которого в моторном отсеке где установлен АКБ значительно возросла температура и нет возможности перенести АКБ в багажник.

Можно ли перейти с AGM на EFB или обычную батарею?

Да, но потребуется помощь автоэлектрика: 1. Убедиться, что генератор выдает менее 13% ампер от ёмкости АКБ или 10% если будет обычная батарея. Если заряд будет выше, то батарея будет перегреваться, быстро выйдет из строя (риск воспламениться). Например для EFB батареи ёмкостью 50Ач безопасный заряд до 6,5А и не более 5А для обычной. Желательно: 2. Если на клемме имеется датчик IBS: перенастроить если программируемый, либо снять/заменить его. Чтобы разрешить заряд выше 14.7В, а также снять температурные ограничения. Если данный датчик отсутствует, то его роль может выполнять бортовой компьютер (или BMS), либо сам генератор. 3. Переключить в бортовом компьютере с AGM на ЕFB/обычный акб и указать новую ёмкость (если такой параметр программируется).

Опубликовано: (обновлено: ) , автор