Логотип Axiona.ru Аксиона
Паспорт дизельного топлива - разбор

Паспорт дизельного топлива - разбор

Как по паспорту дизельного топлива понять его качество?

Главные характеристики

В паспорте топлива указывается множество параметров, но мы рассмотрим только те, то влияют на экономичность, динамику и качество работы диз. мотора: цетановое число и индекс, плотность, сера, смазывающая способность и предельная температура фильтруемости.

Цетановое число (ЦЧ)

Важное значение для моторов Евро-4/5/6, особенно со спортивным характером.
Чем выше значение тем лучше динамичность и экономичность на средних и высоких оборотах двигателя. Также незначительно влияет на плавность и вибрации мотора.

52 и выше — рекомендуемое значение для современных Европейских диз. моторов, начиная с Евро-5. Если значение окажется ниже, то расход топлива и динамичность на средних и высоких оборотах незначительно ухудшится от заводских показателей. Но высокое значение не гарантирует прирост мощности или доп. экономичности, многое зависит от двигателя: евро-норм, турбины и настройки (чипа). Для старых моторов как Евро-3 и ниже, значение ЦЧ выше 54 может оказывать негативный эффект.

51 — общемировой стандарт и оптимум для Евро-4. Для большинства японских, корейских и американских диз. моторов значение выше без тюнинга не приносит ощутимой пользы.

49 — оптимум для Евро-2 и 3.

47 — низкое допустимое значение. Такое значение допускается у зимнего и арктического дизельного топлива (присадки от замерзания снижают ЦЧ). На современных моторах начиная с Евро-4 наблюдается повышенных расход и потеря мощности.
У диз. моторов нет зависимости к конкретному ЦЧ как у бензиновых к октановому (только АИ-95 или 98). Начиная с Евро-4 есть нормы к цетановому числу: не ниже 47, но и не выше 60. Связано с тем, что сложно стабильно получать партию с конкретным ЦЧ и у зимнего ДТ неизбежно будет низкое ЦЧ. Особенность работы дизельного мотора позволяет без проблем адаптироваться под такой диапазон ЦЧ.

Максимальное значение ЦЧ = 60, выше не безопасно для моторов, поэтому будьте осторожны если дополнительно добавляете цетаноповышающие присадки.

Цетановый индекс

Не всегда присутствует в паспорте.
Если отражен и его значение близко к цетановому числу, то это говорит об хорошей партии изготовления. А если превышает ЦЧ на несколько пунктов, то это говорит об использовании цетано повышающих присадок, что должно обеспечить хорошую экономичность двигателя.

Плотность при 15°С

Чем выше тем лучше для езды на низких оборотах:
- в городском потоке;
- пробки;
- бездорожье;

Этот показатель наиболее весомый у большинства V-образных диз.моторов чем ЦЧ. Из-за высокой очистки в целях уменьшения серы с приходом Евро-4 и 5 высокая плотность редкость.
У зимнего топлива данный показатель обычно ниже летнего.

Содержание серы

Чем меньше, тем реже будет срабатывать прожиг (у выхлопной трубы). И тем чище и дольше будут работать системы экологии, как например EGR.

Если часто бываете на трассе и средняя скорость >30 км/ч, то на серу можно не обращать внимания. Сера не будет накапливаться, а прожиги будут быстрыми и незаметными.

А если вы регулярно стоите в пробках, раздражают частые прожиги, то следует выбирать заправки с топливом где меньше серы.

Также сера влияет на запах диз.топлива, чем меньше тем слабее запах как от топлива, так и от дыма. Но присадки в зимнем топливе усиливают запах.
Самое низкое содержание серы у фирменного диз.топлива Танеко на АЗС Татнефть, серы меньше 5 и даже бывате меньше 3. Что соответствует нормам Евро-6+

Смазывающая способность

Чем ниже значение — тем лучше!
Значение показывает количество износа в тесте, а не кол-во смазки.

Чем ниже данный параметр, тем тише работает ТНВД, топливный насос и догреватель (Webasto).

Для моторов Евро-4, 5 и 6 даже максимальное значение износа в 460 мкм не принесет существенного вреда, т. к. современные системы готовы к такому (низкому содержанию серы, которая раньше была смазкой). Хотя полученный износ из-за регулярной слабой смазки на пределе допустимого может привести к поломке топливного насоса (и насоса Webasto, если установлен) через 7 лет напряженной работы, вместо 9.

Для моторов Евро-3 и старее желательно, чтобы смазка была меньше 380 мкм. Раньше в топливе было много серы, которая отлично смазывала топливную систему, теперь же серы стало в 100 раз меньше (не ошибка) и недостаток смазки быстро изнашивает насосы и ТНВД старого поколения. Проблема решается путем замены топливного насоса и возможно ТНВД на модернизированные варианты, адаптированные под Евро-5 топливо. Либо приходится регулярно добавлять присадки улучшающие смазочную способность (в старые диз. генераторы добавляют 2Т масло).
Зимнее и арктическое топливо обладает лучшей смазкой чем летнее. Это связано с присадками и на случай если топливо начнет парафиниться (замерзать), насосу будет легче его прокачивать.

Предельная температура фильтруемости

Пункт важен если за окном зима. Когда температура опускается ниже указанной в паспорте, то топливо сгущается и замерзает.

Для летнего топлива норма -5°С;
Межсезонное -15°С;
Зимнее от -20°С;
Арктическое от -38°С;

Примеры

Варианты автомобилей:
А = 2л, 190 л.с., Евро-5, немец.
Б = 2.5л, 170 л.с., Евро-4, японец, пикап.
В = 4л, 200 л.с., V6, Евро-3, американец.

1 вариант топлива: ЦЧ 57, плотность 825:
А - динамика на трассе 100%, экономичность на трассе лучше заводских, в городе на пробках экономичность и динамика не идеальна;
Б - динамика 98%, экономичность в норме, для города и трассы немного не хватает плотности;
В - динамика 90%, экон. хуже, особенно в городе. Не хватает плотности, ЦЧ избыток;

2 вариант: ЦЧ 52, плотность 830:
А - динамика 100%, экон. в норме, в городе едет лучше чем в 1ом варианте;
Б - динамика 100%, экон. в норме, плотности достаточно;
В - динамика 98%, экон. в норме, плотности немного нехватает;

3 вариант: ЦЧ 49, плотность 835:
А - динамика 90%, экон. хуже, ЦЧ не хватает, в городе приемлимо за счет плотности;
Б - динамика 98%, экон. немного хуже, плотности достаточно, а вот ЦЧ недостаточно
В - динамика 100%, экон. лучше, в городе едет ещё лучше. При снижении ЦЧ и/или плотности, хар-ки будут ухудшатся;

Присадки

Присадки указываются в конце паспорта в примечаниях или в доп.информации.

Даже в простом диз.топливе используют присадки:
- Противоизносную: улучшает смазочную способность, без неё ДТ Евро-5/6 не смог бы вписаться в тех.требования;
- Депрессорно-диспергирующая: чтобы не мутнело и не замерзало топливо;

В фирменном диз.топливе (улучшенном), могут добавить присадки:
- Цетаноповышающую и катализатор горения (для компенсации низкой плотности и повышения Цет.Индекса);
- Моющие: для топливной системы, удаление воды и от нагара в цилиндрах;
- Модификатор трения: улучшает экономичность и уменьшает вибрации за счет смазывания ТНВД и маслосъемных колец;

Подробнее о фирменном дизеле с присадками
Опубликовано: (обновлено: ) , автор