Логотип Axiona.ru Аксиона
Паспорт дизельного топлива - разбор

Паспорт дизельного топлива - разбор

Как по паспорту дизельного топлива понять его качество?

Главные характеристики

В паспорте топлива множество параметров, но мы рассмотрим те, что влияют на экономичность, динамику и качество работы диз. мотора. А именно: цетановое число, цет.индекс, плотность, сера, смазывающая способность и предельная температура фильтруемости.

Цетановое число (ЦЧ)

Важное значение для моторов Евро-4/5/6, особенно со спортивным характером.
Чем выше значение тем лучше динамичность и экономичность на средних и высоких оборотах двигателя. Также незначительно влияет на плавность и вибрации мотора. 52 и выше — рекомендуемое значение для современных Европейских диз. моторов, начиная с Евро-5. Если значение окажется ниже, то расход топлива и динамичность на средних и высоких оборотах незначительно ухудшится от заводских показателей. Но высокое значение не гарантирует прирост мощности или доп. экономичности, многое зависит от двигателя: евро-норм, турбины и настройки (чипа). Для старых моторов как Евро-3 и ниже, значение ЦЧ выше 54 может оказывать негативный эффект. 51 — общемировой стандарт и оптимум для Евро-4. Для большинства японских, корейских и американских диз. моторов значение выше без тюнинга не приносит ощутимой пользы. 49 — оптимум для Евро-2 и 3. 47 — низкое допустимое значение. Такое значение допускается у зимнего и арктического дизельного топлива (присадки от замерзания снижают ЦЧ). На современных моторах начиная с Евро-4 наблюдается повышенных расход и потеря мощности.

Цетановый индекс

Не всегда присутствует в паспорте.
Если отражен и его значение близко к цетановому числу, то это говорит об хорошей партии изготовления. А если превышает ЦЧ на несколько пунктов, то это говорит об использовании цетано повышающих присадок, что должно обеспечить хорошую экономичность двигателя.

Плотность при 15°С

Чем выше тем лучше для езды на низких оборотах:
- в городском потоке;
- пробки;
- бездорожье; Этот показатель наиболее весомый у большинства V-образных диз.моторов чем ЦЧ. Из-за высокой очистки в целях уменьшения серы с приходом Евро-4 и 5 высокая плотность редкость.

Содержание серы

Чем меньше, тем реже будет срабатывать прожиг (у выхлопной трубы). И тем чище и дольше будут работать системы экологии, как например EGR. Если часто бываете на трассе и средняя скорость >30 км/ч, то на серу можно не обращать внимания. Сера не будет накапливаться, а прожиги будут быстрыми и незаметными. А если вы регулярно стоите в пробках, раздражают частые прожиги, то следует выбирать заправки с топливом где меньше серы. Также сера влияет на запах диз.топлива, чем меньше тем слабее запах как от топлива, так и от дыма. Но присадки в зимнем топливе усиливают запах.

Смазывающая способность

Чем ниже значение — тем лучше!
Значение показывает количество износа в тесте, а не кол-во смазки. Чем ниже данный параметр, тем тише работает ТНВД, топливный насос и догреватель (Webasto). Для моторов Евро-4, 5 и 6 даже максимальное значение износа в 460 мкм не принесет существенного вреда, т. к. современные системы готовы к такому (низкому содержанию серы, которая раньше была смазкой). Хотя полученный износ из-за регулярной слабой смазки на пределе допустимого может привести к поломке топливного насоса (и насоса Webasto, если установлен) через 7 лет напряженной работы, вместо 9. Для моторов Евро-3 и старее желательно, чтобы смазка была меньше 380 мкм. Раньше в топливе было много серы, которая отлично смазывала топливную систему, теперь же серы стало в 100 раз меньше (не ошибка) и недостаток смазки быстро изнашивает насосы и ТНВД старого поколения. Проблема решается путем замены топливного насоса и возможно ТНВД на модернизированные варианты, адаптированные под Евро-5 топливо. Либо приходится регулярно добавлять присадки улучшающие смазочную способность (в старые диз. генераторы добавляют 2Т масло).

Предельная температура фильтруемости

Пункт важен если за окном зима. Когда температура опускается ниже указанной в паспорте, то топливо сгущается и замерзает. Для летнего топлива норма -5°С;
Межсезонное -15°С;
Зимнее от -20°С;
Арктическое от -38°С;

Примеры

Варианты автомобилей:
А = 2л, 190 л.с., Евро-5, немец.
Б = 2.5л, 170 л.с., Евро-4, японец, пикап.
В = 4л, 200 л.с., V6, Евро-3, американец. 1 вариант топлива: ЦЧ 57, плотность 825:
А - динамика на трассе 100%, экономичность и динамика на трассе может быть лучше заводских (если "чиповали"), но в городе с пробками экономичность и динамика не идеальна;
Б - динамика 98%, экономичность в норме, но для города и трассы немного не хватает плотности;
В - динамика 90%, экон. хуже, особенно в городе. Не хватает плотности, ЦЧ избыток;


2 вариант: ЦЧ 52, плотность 830:
А - динамика 100%, расход топлива и динамика на уровне заводской нормы;
Б - динамика 100%, экон. в норме, плотности достаточно;
В - динамика 98%, экон. в норме, плотности немного нехватает;
3 вариант: ЦЧ 49, плотность 835:
А - динамика 90%, экон. хуже, ЦЧ не хватает, в городе приемлимо за счет плотности;
Б - динамика 98%, экон. немного хуже, плотности достаточно, а вот ЦЧ недостаточно
В - динамика 100%, расход топлива и динамика на уровне заводской нормы. При снижении ЦЧ и/или плотности, хар-ки будут ухудшатся;

Присадки

Присадки указываются в конце паспорта в примечаниях или в доп.информации. Даже в простом диз.топливе используют присадки:
- Противоизносную: улучшает смазочную способность, без неё ДТ Евро-5/6 не смог бы вписаться в тех.требования производителей моторов ("защита" от износа насоса и ТНВД);
- Депрессорно-диспергирующая: чтобы не мутнело и не замерзало топливо; В фирменном диз.топливе (улучшенном), могут добавить присадки:
- Цетаноповышающую и катализатор горения (для компенсации низкой плотности и повышения Цет.Индекса);
- Моющие: для топливной системы, удаление воды и от нагара в цилиндрах;
- Модификатор трения: улучшает экономичность и уменьшает вибрации за счет смазывания ТНВД и маслосъемных колец; Подробнее о фирменном дизеле с присадками

Может быть полезно:

Про зимний дизель
Дизельные антигели
Как разморозить дизель?

Опубликовано: (обновлено: ) , автор