Логотип Axiona.ru Аксиона
Перерасход топлива зимой. Причины и примеры

Перерасход топлива зимой. Причины и примеры

Разбор популярных причин, по которым зимой может вырасти расход топлива автомобиля

Главный враг - холод

Чем холоднее на улице, тем более густое и вязкое моторное масло и другие смазочные материалы механизмов автомобиля. А чем гуще, тем больше приходится прикладывать усилия мотору автомобиля, а значит требуется больше топлива.
До тех пор, пока масла и смазки не прогреются до рабочей температуры, будет наблюдаться повышенный расход топлива.

Короче поездки = больше перерасход

Большинство городских автомобилистов проезжают всего 5 - 10 км от дома и до работы или магазина. За такой пробег масло и детали автомобиля не успевают прогреться также быстро, как летом.
Если летом при +20°С за 5 км пробега моторное масло успевает прогреться до вполне рабочей температуры 80°С, то зимой при -10°С успеет прогреться всего до 50°С.

Пример причин перерасхода топлива

Допустим, летом автомобиль потреблял 10 литров бензина на 100 км, при ежедневных поездках по 10 км в городском потоке. Но с приходом зимы при -10°С, расход увеличился до 11,2 литров (+12%).
Откуда взялись лишние 1,2 литра?
+0,4л прогрев зимой (включая автозапуски);
+0,2л снизилась скорость движения автомобилей в городе;
+0,2л смазки и масла включая коробку передач, мостах и т.д. не успевают прогреться;
+0,1л зимняя резина;
+0,1л неправильное давление в шинах;
+0,1л повышенная нагрузка генератора;
+0,05л буксование и скольжение автомобиля;
+0,05л килограммы льда и снега, которые примерзли к кузову автомобиля и брызговикам.
Если ездить не в городе, а по трассе (более 30 км). То зимний перерасход в % отношении с летом будет в 2-3 раза ниже, чем в городском ритме. Детали, масла и смазки автомобиля успевают прогреваться за 15 км и тем самым причин для перерасхода топлива становится меньше.

Холостой прогрев не поможет

Прогревая мотор перед выездом, из полезного вы греете только моторное масло двигателя и отчасти коробку передач. Полностью прогреть коробку передач можно только в движении, как и смазку в колёсах и полном приводе при наличии.
Но немного прогревать мотор перед поездкой мы все же рекомендуем.

Сколько греть мотор?

Современный автомобиль, в котором используется современное синтетическое моторное масло, достаточно греть:
2 минуты при -5°С
5 минут при -10°С
10 минут при -20°С
15 минут при -30°С
Всё просто: отрицательную температуру делите на 2.
Возможно, этого времени будет недостаточно, чтобы прогрелся салон, но моторное масло и охлаждающая жидкость нагреваются до оптимальных температур и из печки начинает идти теплый воздух.
Если используете дополнительный отопитель (например, webasto) то перед выездом желательно дать мотору поработать пару минут. Доп.отопитель не прогревает само моторное масло, которое находится на дне двигателя, поэтому нужно время, чтобы густое холодное моторное масло прокачалось по горячему двигателю и нагрелось.
Если в моторе используется вязкое или полусинтетическое моторное масло как 10wXX, то добавьте ещё 2 минуты к прогреву.
На поддержанных полноприводных автомобилей со старыми заводскими трансмиссиоными маслами можно сэкономить до 10% топлива зимой и летом, перейдя с вязкого трансмиссионого масла 80w90 на менее вязкое 75w90 и может даже 70w80 (если разрешено производителем). Но учтите, что такое масло летом в бездорожье может перегреваться и быстрее стареть.

Скорость движения

С приходом зимы скорость городского потока снижается на 15%. Как следствие автомобили ездят на более низких и менее экономичных передачах.

Моторное масло 0wXX?

Использование моторного масла 0w вместо 5w позволит сэкономить до 5% топлива в зимний период. А летом до 2%, при эксплуатации в городском ритме.
Если масло меняете 2 раза в год, то оптимальный вариант перед зимой использовать 0wXX масло, а летом переходить на 5wXX.
Подробное об этом сложном вопросе можете почитать в этой статье

Трансмиссионное масло в коробке передач, мостах и раздатках

Для регионов с достаточно долгими и холодными зимами рекомендуется перейти на менее вязкие зимние трансмиссионные масла. Например, вместо заводского полусинтетического 80w90 использовать синтетическое 75w90, что позволит сэкономить топливо до 5% зимой и летом, особенно на полноприводных автомобилях.
При замене любого трансмиссионого масла обязательно соблюдайте допуски и требования производителя. Особенно если идёт речь о коробке передач.
Для специфических коробок передач, как робот или вариатор, требуется обязательное наличие допуска изготовителя. Производители таких масел не указывают вязкость масла на упаковке. Но на сайте бренда можно посмотреть паспорт продукта, где указывают температуру замерзания или потерю текучести. Соответственно, если масло замерзает при -50°С, значит оно будет менее вязким и экономичным при -20°С чем, например, заводское масло, которое замерзает при -38°С.

Если дизель

Зимнее дизельное топливо хуже летнего по эффективности: ниже цетановое число и ниже плотность. Поэтому расход топлива возрастает, а мотор работает хуже.
И пока длится зима с этим ничего не поделать, только выбирать АЗС, где топливо имеет более высокое цетановое число и плотность. Об этом можете прочитать в статье "Зимний дизель"
Часто на дизельные автомобили дополнительно устанавливают электрофен в климат-контроль. Пока мотор холодный он работает выдавая практически сразу теплый воздух, что комфортно и удобно зимой. Но он требует много энергии от генератора, поэтому мотор держит более высокие обороты перерасходую топливо, пока не прогреется сам мотор и не выключится фен.

Заклинивание тормозов

Если пренебрегать своевременной заменой тормозной жидкости, то в ней будет накапливаться вода. Избыток воды ухудшает реакцию и силу нажатия тормозных механизмов. А зимой тормозная жидкость может подмерзать, из-за чего тормоза могут не сработать или заклинивать, вызывая пассивное притормаживание, увеличивая нагрузку на двигатель и как следствие перерасход топлива.
Тормозную жидкость следует менять каждые два года, если машине более 3 лет. Или каждый год, если автомобилю более 7 лет и тормозная система с шлангами не менялись.

Буксуете и скользите

Из-за потери сцепления с дорогой, двигатель совершает лишнюю работу. Как следствие перерасход. Больше всего потерь у легковых автомобилей с задним приводом. Полноприводные автомобили выигрывают в этом плане, но, когда дорожное покрытие хорошее. Единственный способ уменьшить потери - подобрать хорошую зимнюю резину, более подходящую под текущие условия, особенно если она уже достаточно изношена.
Частые буксования/скольжение быстрее изнашивают тормоза. В современных автомобилях установлены системы стабилизации движения (ESP) или их аналоги. Когда автомобиль буксует, электроника принудительно подтормаживает колесами, пытаясь побороть скольжение/буксование, но такой способ изнашивает тормозные колодки, тормозные диски, коробку передач и душит мощность двигателя.

Зимние шины

Зимняя резина должна обладать максимальными тормозными свойствами и сцеплением с дорогой при холодной погоде и сложных дорожных условиях.
При создании зимней резины в последнюю очередь думают об увеличении наката и экономии топлива. Поэтому она всегда будет уступать летней резине по свойствам экономичности.
Сильно изношенные шины кроме худшего свойств торможения, также чаще буксуют, что влечет лишний расход топлива.

Давление в шинах

Когда вы меняли летнюю резину на зимнюю, погода возможно была +5°С. С наступлением холодов из-за физических свойств давление падает на 0,1 бар на каждые -10°С. Снижение или завышение давления на 0.2 бара вполне допустимы. Однако, снижение более 0.2 бар для легкового автомобиля влечет перерасход топлива и ухудшение сцепления на сухом асфальте и льду.
Обязательно соблюдайте правильное давление передней и задней оси как это указано на табличке водительской двери или на крышке бензобака, либо в инструкции а/м.

Вариатор

К примеру, у современных вариаторов фирмы Jatco есть особенность: когда масло в вариаторе холодное, то вариатор использует более низкие "передачи", чтобы масло вариатора быстрее прогревалось. Как следствие, автомобиль едет на более высоких оборотах, чем это нужно.
Чтобы уменьшить перерасход по этой причине и ускорить прогрев вариатора закрывают нижнюю часть радиаторной решетки, где обычно установлен радиатор вариатора.

Усилитель руля

Большинство современных автомобилей оборудованы электроусилителем руля. Зимой его работа прикладывает больше усилий (снег, грязь, замёрзшие механизмы). А значит требует больше электричества, но в этом случае обороты двигателя незначительно возрастают для генератора. Перерасход топлива зимой из-за электроусилителя руля вряд ли превысит 2%, но может замедлять подзаряд аккумуляторной батареи.
Если же установлен гидроусилитель, то расход топлива может увеличиться до 5%.
В случае гидроусилителя, будет полезным своевременно менять его жидкость, а возможно перейти на более зимний вариант или использовать присадки с модификатором трения.
Опубликовано: 15.02.2019