Логотип Axiona.ru Аксиона
0w или 5w моторное масло?

0w или 5w моторное масло?

Разбор ситуаций, когда масло вязкости 0wXX лучше 5wXX

Когда 0w масло лучше 5w?

Главное отличие - до +40°C 0w масло более «жидкое», чем 5w - как следствие 0w масло облегчает запуск и работу холодного двигателя. После прогрева мотора выше +40°C вязкость 0w и 5w начинает выравниваться, поэтому на прогретом моторе разницы между 0w, 5w и даже 10w по расходу топлива нет. Обычно 0w масло дороже чем 5w, поэтому его следует выбирать исходя из цели сэкономить топливо в холодную погоду и/или на частых коротких поездках (даже летом), что окупит разницу цены масла. 0wXX выгодно в случаях:
А) Морозы за -20°C. Мотор легче заводится - генератор и аккумулятор меньше изнашивается; ледяное масло быстрее прокачивается по механизмам - меньше износ. Б) Много «холодных» коротких поездок, например городская езда. Проезжая менее 7 км - мотор не успевает прогреться, а значит мотору тяжелее работать, будет перерасход топлива и повышенный износ при активной езде на таких коротких дистанциях. Весной/осенью при +10°C на улице в первые 10 минут езды на масле 0w будет заметная экономия. Изготовители масел заявляют об экономии топлива до 5% на холодном двигателе, по сравнению с 5w.

Преимущества 5w масел

5wXX масла можно разделить на две категории:
1. Дешевое - такие масла делают по дешевой гидрокрекинговой технологии с минимум присадок, мало допусков производителей, а срок службы как и у «родного» масла примерно 200-250 мото/часов. Оно оправданно подходит для летней повседневной эксплуатации в режиме трасса-город от 30 минут езды, в таких условиях вряд ли заметите разницу с 0w маслом, пока не придет зима. Но такие масла могут замерзать при -30°C. 2. Дорогое, как 0w. На рынке можно встретить масла 5wХХ по цене 0w. У таких масел база (основа) может быть такой же дорогой как у 0w - ПАО синтетика, GTL (из газа), VHVI/HC (качественный гидрокряк), причем эти базы могут быть смешаны между собой. Но в это масло добавляют больше присадок, а их большая концентрация как раз и повышает вязкость и срок службы, чаще всего такие масла лучше чем 0w: - модификаторы трения для снижения износа, вибраций и шума мотора (например молибден или разновидность титана). Большое содержание таких присадок может обеспечить экономию топлива при долгой езде на трассе, больше чем 0w, где этих присадок меньше; - присадки замедляющие старение масла (окисление) от перегрева и плохого топлива; - очищающие/моющие присадки: отмывают шлаки, лак, нагары, которые образовались (подгорели) после старого масла, что также влияет на снижение износа (особенно турбины), угар масла и уменьшает расход топлива. У всех масел эти присадки имеются, но в 0w таких присадок обычно немного меньше. - Увеличен срок службы до 350 мото/часов в тяжелых условиях (где много пробок, холодных запусков). У дорогого 5w масла - вероятно база будет наиболее честной синтетической, поэтому такое масло не замерзает при -40°C, а некоторые даже при -50°C (превосходя многие 0w). Также при -20...+40°C качественное 5w может быть таким же жидким (вязкость) как и 0w, т.к. по факту его вязкость может быть 2w, но по классификации такого стандарта нет и потому нельзя указывать 2w на упаковке, поэтому округляют в большую сторону - 5w. Показатели замерзания надо искать в паспортах качества или на сайте производителя. Качественное 5w масло в большинстве случаях превосходит 0w масла благодаря присадкам. Признак высококачественного масла - большое кол-во допусков автопроизводителей указанных на упаковке масла. Эти допуски требуют дорогих испытаний и ежегодных лицензионных отчислений, поэтому просто так эти допуски запрещено указывать. Качественное 5w масло выигрывает перед 0w даже зимой и в коротких поездках в следующих ситуациях:
А) Машина часто загружена: полна людей, груза или таскаете прицеп.
Б) Сомнения или низкое качество топлива;
В) Превышаете или хотите увеличить интервал замены моторного масла. При частой городской езде с пробками обычное/дешевое 5w масло «стареет» уже на 5 тыс.км. и умирает к 8 тыс.км., в дальнейшем масло портит двигатель. Качественное 5w с большим кол-вом допуском и высокой долей ПАО базой выдержает 10 тыс.км. в легковом автомобиле.

Оптимальный вариант - менять масло 2 раза в год

Если моторное масло меняете 2 раза в год или чаще, то лучший вариант чередовать моторные масла: перед зимой 0w, а перед летом 5w.

Ошибочное мнение: 0/5w означает t° замерзания

Многие люди, ссылаясь на SAE классификацию масел считают, что масло 5w замёрзнет при -35°C, а масло 0w замерзает после -40°C. Ведь так нарисовано на графике в инструкции автомобиля, учат в некоторых автошколах и пишут на форумах. Это было верно до 2010 годов, позже появились не замерзающие масла 5w. Например, в магазине можно купить современное PAO синтетическое моторное масло 5w40, которое замерзнет только при -54°C, а не -35°C. Вот некоторые примеры: RAVENOL VST SAE 5W-40 (-54°C), Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-30 (-45°C). Современные и качественные 5w моторные масла не замерзают при -40°C и вполне способны эксплуатироваться. Но запуск двигателя при -35°C и холоднее будет довольно затруднительным и может повлечь износ пока мотор не прогреется.

SAE классификация масел 0W, 5W и 10W

Так что означает цифра перед W моторного масла?

Перед буквой «W» обозначают температуру, при которой вязкость прокачивания масла достигнет показания сопротивления в 60 000 мПа·с. При этой температуре масло будет достаточно вязким и густым, мотору будет тяжело его прокачивать по системе, но оно не замёрзнет. Индекс читается так - цифру перед W нужно прибавлять к -40°C и мы получаем температуру, при которой масло будет избыточно вязким, т.е. 60000 мПа·с. Например: 10W масло загустеет при -30°C ( -40 + 10 = -30 ); 5W масло загустеет при -35°C ( -40 + 5 = -35 ); 0W масло может загустеть при -40°C. На практике современное 0W масло может иметь вязкость в 60000 мПа·с как при -40°C, так и при -50°C (лучше). Но узнать это можно только из паспорта продукта или хим. анализов, т.к. классификация SAE устарела и не регламентирует вязкость ниже -40°C.

Можно ли смешивать масла 0w и 5w?

Можно, если они одной серии, одной базы и имеют большинство одинаковых допусков. Например современное Shell helix ultra 0w40 можно спокойно смешивать с 5w40, у них общая база GTL, допуски и основная вязкость w40. Для других случаев или если сомнения. То допускается смешивать до 20% масла от общего объема, в большинстве легковых автомобилей это 1 литр. В дальнейшем рекомендуется сменить масло.

Опубликовано: (обновлено: ) , автор