аксионα
Дизель

О дизельном топливе Евро-5

Евро-5 чище, экологичнее, эффективнее воспламеняется. Но он же ложка дёгтя для большинства Евро-3 и более старых моторов.

Везде ли в России дизельное топливо Евро-5?

Официально да.

С 2016 года Евро-4 запрещено реализовывать на АЗС. Какой-то период Евро-4 ещё можно было купить для сельскохозяйственных и муниципальных нужд, вплоть до конца 2018 года. Но теперь все НПЗ переведены на производства Евро-5 и уже есть те, кто готов перейти на Евро-6.
#1

Цетановое число и индекс стали выше

Повысилось требование к цетановому числу и индексу. Данное требование положительно сказывается на самых современных дизельных двигателях. Но для двигателей Евро-3 и ниже, высокое цетановое число либо никакаго эффекта не даёт или наблюдается ухудшение в работе.

Кроме того, не забывайте об остатках старого обычного топлива, которое смешалось с новым и снизило эффективность нового топлива.

51 ЦЧ - минимальное цетановое число для летнего дизельного топлива*
47 ЦЧ – минимальное для зимнего топлива
45 ЦЧ – для арктического топлива
* - в Европейском Союзе минимальное требование ЦЧ 52.
#2

Серы, воды и других загрязнений должно быть меньше

В дизельном топливе Евро-5 Серы должно быть менее 10 мг/кг, что в 5 раз меньше требований Евро-4. Другие показатели также стали жестче.

Благодаря ужесточению дизельное топливо стало более светлым и даже с менее ярко выраженным запахом. Выбросы вредных веществ также существенно снизилось, в городе меньше дыма и запаха.

Теперь двигатель, топливная система, системы экологии (EGR, катализаторы, сажевый фильтр и т.д.) существенно меньше подвержены загрязнению, износу и реже требуют обслуживания, а также ремонта особенно в двигателях Евро-4. Также моторное масло медленнее стареет.

#3

Уменьшение серы стало проблемой для двигателей Евро-3/2

Сера была естественной смазкой для топливной системы. Снижение серы повлекло ухудшение смазывающих способностей – насосы и топливные системы старых конструкций рассчитанных на Евро-3 и ниже быстро изнашиваются.

Проблема начиналась ещё с переходом на Евро-4 у владельцев машин, которые рассчитаны на Евро-3/2. Первыми стали страдать американские дизельные машины, у которых массово начались проблемы с топливными системами (чаще всего выходил из строя топливный насос). Также наблюдается износ у азиатских моделей, которые также были изначально рассчитаны на американский рынок.

А старые европейские и японские дизельные машины меньше всего страдают, так как производители были готовы в будущем к переходу на более экологичный класс и предполагали нехватку смазки. Но повышенный износ все же наблюдается.

#4

Для моторов Евро-4/5/6 нет проблем со смазкой топливной системы?

Современные дизельные моторы, созданные под Евро-4 и 5 учитывают недостаток смазки, а также заложен ресурс и на будущий класс Евро-6. Поэтому можно не беспокоиться о смазке.

#5

Турбо дизель Евро-5/6 любит обороты и высокое ЦЧ

Повысив цетановое число у дизельного топлива Евро-5, производители новых дизельных моторов смогли увеличить мощность, уменьшить вибрации, а также увеличились обороты.

Если раньше дизельные двигатели легковых машин крутились не более 3000 оборотов и потом сильно теряли мощность, то теперь современный турбо дизельный мотор уверенно держит мощность до 4000 оборотов. Зачастую для активной езды теперь рекомендуются обороты не ниже 2200, а это уже схоже с бензиновыми моторами.

Цетановое число (ЦЧ) стало чувствительным для динамики и экономичности современного двигателя. Особенно для Европейских моторов, где рекомендуется ЦЧ 52. Использование топлива с ЦЧ ниже 52 разрешено (особенно в зимний период), но повысятся показатели расхода топлива и снижается мощность двигателя. А использование же топлива с ЦЧ выше 52, например, 56 скажется положительно на расходе топлива и динамике по трассе (но незначительно).

#6

Не превышайте цетановое число более 60!

ЦЧ имеет полезный предел в 60. Выше этого показателя наблюдается отрицательная работа в большинстве двигателей.

Учитывайте данный факт если вы собираетесь дополнительно добавлять цетанповышающую присадку для дизельного топлива.

#7

Высокое цетановое число для старых дизельных моторов

Для большинства двигателей Евро-4 и старее, цетановое число не является важным показателем как для двигателей Евро-5. Для Евро-4 мотора достаточным ЦЧ обычно является не более 50.

Заправив дизель Евро-3 с ЦЧ 55-59 водитель не заметит разницы, а может даже подняться расход топлива. Фактически ЦЧ выше 55 является уже спортивным ДТ и многие особенно старые двигатели не рассчитаны на его использование и не могут нормально регулировать рабочую смесь.

#8

Дизельное топливо стало дороже из-за Евро-5

Без лабораторного анализа не определить на 100%, настоящий ли Евро-5 вы заправляете или нет. Но есть некоторые симптомы, которые могут вызывать подозрения в качестве топлива:

- Сине-зелёный налет на выхлопной трубе. Говорит о превышении серы в летнем топливе, но его налёт допускается в зимнем ДТ из-за присадок;
- Частая регенерация сажевого фильтра (прожиг) и при этом сильно дымит;
- Проявляются заметные вибрации в работе двигателя, чем обычно. Скорее всего это говорит о низком цетановом числе;
- EGR клапан сильно загрязнен. Легкое загрязнение является нормой. При использовании хорошего ДТ Евро-5, не потребуется отключение/чистка EGR на протяжении 200 тыс.км. и более;
- В топливном фильтре или отделителе часто появляется вода;
- Резкий запах дизельного топлива. Дизель действительно резко пахнет особенно если сравнивать с бензином. Но опытные дизелисты отметят, что Евро-4/3 сильнее пах. Тут остается только сравнивать с запахом от разных АЗС.
#9

Есть ли риск залить подделку или откровенно плохого качества ДТ?

АЗС стараются не рисковать репутацией и проблемами, злоумышленники обычно занимаются недоливом.

Но контрафакт дизельного топлива ещё встречается на АЗС. Это крайне редко и обычно на окраине городов или вдоль крупных трасс, но обычно внешнее состояние самой АЗС само за себя говорит.

На АЗС могут быть нормальные паспорта качества топлива и поставка свежей, однако никто не мешает заправить половину хранилища АЗС нормальным дизелем для чистоты истории и потом разбавить её дизелем судового или кустарного производства. Виновником может быть поставщик, частные АЗС зачастую вынуждены покупать топливо у посредников, а не напрямую с НПЗ, те уже могли разбавить топливо. С разовой заправки такой дизель не нанесет ощутимого ущерба, но при регулярной заправке могут быть серьёзные последствия особенно у современных турбо дизельных двигателей.

В случае если топливо на исходе, а заправиться нужно то постарайтесь заправить как можно меньше топлива. Если часто путешествуете, то возите с собой специальные присадки для дизельного топлива, которые повышают цетановое число, улучшают смазку и полноту сгорания. На рынке выбор большой: Wynns, Liqui-Moly, Ravenol, Тотек.

#10

Сколько может храниться дизельное топливо?

Срок хранения дизельного топлива – 5 лет со дня изготовления.

При соблюдении условий хранений: герметичная ёмкость в котором разрешено хранить дизельное топливо и правильная температура помещения (без резких перепадов).

#11