Логотип Axiona.ru Аксиона
О дизельном топливе Евро-5/6

О дизельном топливе Евро-5/6

Евро-5 чище, экологичнее, эффективнее воспламеняется. Но он же ложка дёгтя для большинства Евро-3 и более старых моторов.

Везде ли в России дизельное топливо Евро-5?

Официально да.

С 2016 года Евро-4 запрещено реализовывать на АЗС. Какой-то период Евро-4 ещё можно было купить для сельскохозяйственных и муниципальных нужд, вплоть до конца 2018 года. Но теперь все НПЗ переведены на производства Евро-5 и уже есть те, кто готов перейти на Евро-6.

Цетановое число и индекс стали выше

Повысилось требование к цетановому числу и индексу. Данное требование положительно сказывается на самых современных дизельных двигателях. Но для двигателей Евро-3 и ниже, высокое цетановое число либо никакого эффекта не даёт, или наблюдается ухудшение работы.

Не забывайте об остатках старого обычного топлива в баке, при смешивании с новым снижается его эффективность.

51 ЦЧ - минимальное цетановое число для летнего дизельного топлива*
47 ЦЧ – минимальное для зимнего топлива
45 ЦЧ – для арктического топлива
* - в Европейском Союзе минимальное требование ЦЧ 52.
Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь. Можно провести параллель с октановым число бензина (АИ-92, 95, 98 и 100).

Серы, воды и других загрязнений должно быть меньше

В дизельном топливе Евро-5 и 6 серы должно быть менее 10 мг/кг, что в 5 раз меньше требований Евро-4. Другие показатели также стали жестче.

Благодаря ужесточению, дизельное топливо стало более светлым как бензин и с менее выраженным запахом. Выбросы вредных веществ также существенно снизилось, в городе меньше смога. Даже если в машине вырезан катализатор и отключен EGR выброс вредных веществ существенно улучшился.

Теперь двигатель, топливная система, системы экологии (EGR, катализаторы, сажевый фильтр и т.д.) существенно меньше подвержены загрязнению, износу и реже требуют обслуживания и ремонта, особенно в двигателях Евро-4. Также моторное масло медленнее стареет.

В отдельных городах Европы на АЗС доставляют ЕВРО-6+, с содержанием серы менее 5 мг/кг.
Сравнительный график доли серы в дизельном топливе
Разница между ЕВРО-6 и ЕВРО-5 заключается: в 2 раза должно быть меньше "общего загрязнения" и "полициклических ароматических углеводородов" должно быть меньше 2% (против 8%). Остальные жесткие требования предъявляются к системе EGR и выхлопной трубе автомобиля.

Уменьшение серы стало проблемой для старых дизельных двигателей

Сера была естественной смазкой для топливной системы. Снижение серы ухудшение смазывающих способностей – насосы и топливные системы старых конструкций, рассчитанных на Евро-3 и ниже, быстро изнашиваются.

Проблемы начинались ещё с переходом на Евро-4 у машин рассчитанных на Евро-2/3. Первыми стали страдать американские дизельные машины, у которых массово начались проблемы с топливными системами (чаще всего выходил из строя топливный насос). Также наблюдается износ у азиатских моделей, рассчитанных изначально для американского рынка.

Старые европейские и японские дизельные машины меньше всего страдают, так как производители были готовы в будущем к переходу на более экологичный класс. Но повышенный износ все же наблюдается.

Большинство этих проблем решаются путем замены топливных компонентов на новые аналоги рассчитанные на работу в системах ЕВРО-5, для неразрешимых случаев используют специальные смазочные присадки (вариант 2) или добавляют двухтактное масло.

Для моторов Евро-4/5/6 нет проблем со смазкой топливной системы?

Современные дизельные моторы, созданные под Евро-4 и 5 учитывают недостаток смазки, а также заложен ресурс и на будущий класс Евро-6+. Поэтому можно не беспокоиться о смазке.

Турбо дизель Евро-5/6 любит обороты и высокое ЦЧ

Повысив цетановое число у дизельного топлива Евро-5, производители новых дизельных моторов смогли увеличить мощность и обороты, уменьшить вибрации.

Если раньше дизельные двигатели легковых машин крутились не более 3000 оборотов и потом сильно теряли мощность, то теперь современный турбо дизельный мотор уверенно держит мощность до 4000 оборотов. Зачастую для активной езды теперь рекомендуются обороты не ниже 2200, а это уже схоже с бензиновыми моторами. Обусловлено это также требованием экологов, на более высоких оборотах достигается высокая температура сгорания в катализаторе, а значит чище и лучше сгорает топливо.

Цетановое число (ЦЧ) стало чувствительным для динамики и экономичности современного двигателя. Особенно для Европейских моторов, французские и немецкие производители рекомендуют топливо с ЦЧ не менее 52, если ЦЧ будет ниже, то мощность мотора ухудшится, расход повысится. А использование топлива с ЦЧ выше 52, например, 56 скажется положительно на расходе топлива и динамике по трассе (но незначительно).

При этом для АЗС Европы минимальное требование к дизельному топливу ЦЧ остается 51. И там также зачастую обычное топливо продается с ЦЧ 51 - 52. И только фирменное дизельное топливо имеет ЦЧ выше 52.

Не превышайте цетановое число более 60!

ЦЧ имеет полезный предел в 60 единиц. Выше этого показателя наблюдается отрицательная работа в большинстве двигателей.

Учитывайте данный факт, если вы собираетесь дополнительно добавлять цетанповышающую присадку.

Как влияет высокое цетановое число на старых дизельных моторах?

Для большинства двигателей Евро-4 и старее, цетановое число не является таким важным показателем, для них достаточным ЦЧ обычно является не более 51.

Заправив дизель Евро-3 с ЦЧ 55-59 водитель не заметит разницы, а может даже подняться расход топлива. Фактически ЦЧ выше 55 является уже спортивным ДТ и многие, особенно старые двигатели, не рассчитаны на его использование и не могут нормально регулировать рабочую смесь.

Для старых моторов важным параметром является плотность топлива, чем оно выше тем будет ниже расход и уверенная работа двигателя на низких оборотах.
Большинство современных пикапов и малых коммерческих автомобилей с ЕВРО-5 также предпочитают "плотность" в дизельном топливе, а не высокое цетановое число. Так как мотор чаще работает на низких оборотах.

Как определить качество дизельного топлива?

Без лабораторного анализа не определить на 100%, настоящий ли Евро-5 вы заправляете или нет. Но есть некоторые симптомы, которые могут вызывать подозрения в качестве топлива:

- Сине-зелёный налет на выхлопной трубе. Говорит о превышении серы в летнем топливе, но его налёт допускается в зимнем ДТ из-за присадок;
- Частая регенерация сажевого фильтра (прожиг) и при этом сильно дымит;
- Проявляются заметные вибрации в работе двигателя. Скорее всего это говорит о низком цетановом числе;
- EGR клапан сильно загрязнен. Легкое загрязнение является нормой. При использовании хорошего ДТ Евро-5, не потребуется отключение/чистка EGR на протяжении 200 тыс.км. и более;
- В топливном фильтре или отделителе часто появляется вода;
- Резкий запах дизельного топлива. Дизель действительно резко пахнет, особенно если сравнивать с бензином. Но опытные дизелисты отметят, что Евро-3/4 сильнее пах. Тут остается только сравнивать с запахом от разных АЗС.

Есть ли риск залить подделку или откровенно плохого качества ДТ?

АЗС стараются не рисковать репутацией, максимум занимаются недоливом.

Но контрафакт дизельного топлива иногда ещё встречается на АЗС на окраинах городов или вдоль крупных трасс, и внешний вид АЗС говорит сам за себя.

При этом паспорт качества топлива может быть нормальным, поставка свежей, но никто не мешает заправить половину хранилища АЗС нормальным дизелем для чистоты истории и потом разбавить её дизелем судового или кустарного производства. Виновником может быть поставщик, а не владельцы АЗС. Разовая заправка не нанесет ощутимого ущерба авто, но при регулярной заправке могут быть серьёзные последствия, особенно у современных турбо дизельных двигателей.

Если топливо на исходе, а заправиться нужно, то постарайтесь залить как можно меньше топлива. Если часто путешествуете, то возите с собой специальные присадки для дизельного топлива, которые повышают цетановое число, улучшают смазку и полноту сгорания. На рынке выбор большой: Wynns, Liqui-Moly, Ravenol, Тотек.

Сколько может храниться дизельное топливо?

Срок хранения дизельного топлива – 5 лет со дня изготовления.

При соблюдении условий хранений: герметичная ёмкость, в которой разрешено хранить дизельное топливо, и правильная температура помещения (без резких перепадов).

Будет ли ЕВРО-7 дизель?

Скорее всего нет, разработка этого требования для дизельного топлива остановлена (начало 2019 года). т.к. большинство Европейских стран попросту запретят продажи дизельных автомобилей с 2025 года и сам класс дизельных автомобилей просто со временем вымрет.
Уже во многих крупных городах Европы введены ограничения на въезд дизельных авто.
Но разработка для ЕВРО-7 под бензин готовится
Опубликовано: 05.12.2018 (обновлено: 22.07.2019)