Прогревать мотор или нет?
Почему одни говорят греть, а другие нет? Если греть то сколько достаточно?
Надо ли греть мотор?
Зимой - греть, но не так долго, как это делали 10 лет назад. Достаточно прогреть до теплого воздуха из печки, чтобы на ходу не запотевали и не замерзали стекла. Далее 10 минут ехать спокойно, давая маслу лучше прокачаться и прогреться. Современные масла с новыми допусками и присадками лучше смазывают и крепче на износ чем 10 лет назад.
А сколько по времени греть мотор?
Для современного мотора (бензин или дизель) достаточно прогреть моторное масло до +10°С, а охлаждающую жидкость (мотора) более +40°С. Тогда можно начинать движение, не беспокоясь о плохой смазке мотора, а из печки будет поступать теплый воздух и на ходу не запотеют стекла. В движении, даже при слабом и плавном газе двигатель прогревается быстрее. В морозы дизель с хорошим моторным маслом, достаточно греть лишь на пару минут дольше чем бензиновый мотор. Примерное время для прогрева на "холостых": От +10 до -5°С С моторным маслом 5wX0 достаточно греть 2-3 минуты; Масло 0wX0 достаточно 1 минуты; -5 до -10°С 5wX0 достаточно 5 минут; 0wX0 - 4 минуты; -10 до -20°С 5wX0 - 10-15 минут; 0wX0 - 7-10 минут; -20°С и холоднее 5wX0 - от 15 минут; 0wX0 - от 10 минут; Указанного времени хватит для достаточного прогрева и прокачки масла в моторе, но возможно не хватит для прогрева салона и окна могут запотевать. Особенно это заметно с дизельным двигателем, которому может понадобиться вдвое больше времени.
Почему некоторые говорят греть двигатель до полного прогрева (> 70°С )?
Греть мотор выше 70°С - говорят те кто ездили/ездят на карбюраторных автомобилях (их было много до 2000 годов). Эти моторы обязательно грели и на то три причины: 1. Не прогретый карб. двигатель мог заглохнуть на ходу; 2. Езда на "подсосе", который использовали для прогрева существенно увеличивал расход топлива и мешал нормальной работе двигателя и езде; 3. Моторные масла были очень густыми (вязкими), плохо прокачивались при отрицательных температурах и защита на износ была хуже; Если пользуетесь карбюраторным мотором (а это может быть мотоцикл, лодочный мотор, бензопила и т.д.), то - грейте.
Аргументы, тех кто говорит - НЕ греть
1. Прогревая мотор, вы сжигаете лишнее топливо и вредите экологии. Это основной Европейский аргумент и по этой же причине во многих городах Европы запрещено "греть" машину больше 5 минут. 2. В движении мотор быстрее прогревается; 3. Автоматика современного и исправного мотора контролирует его работу и не даст заглохнуть холодному мотору; 4. Современные 0w и 5w масла стали доступнее и "работают" даже в холодном состоянии;
А что будет если зимой не греть и сразу ехать?
1. Нет горячего воздуха: замерзание стекол как изнутри, так и снаружи. Плохая видимость - риск ДТП. 2. Вибрации, шум и гул от мотора и коробки передач. 3. Существенный износ двигателя, особенно если масло уже постарело (проехало более 8 тыс.км.). Последствия: жор масла, трещины и поломка турбины (при наличии). 3. Износ коробки передач (робота и вариатора), отчасти даже в простое эти элементы греются от мотора.
Как ускорить прогрев автомобиля?
Практичные советы: Отключайте печку (климат-контроль) на первые 3-5 минуты. Так мотор и его антифриз быстрее прогреется, а после включения пойдет тёплый воздух. А если отключить до запуска мотора, то аккумулятору будет легче при пуске мотора особенно в мороз. Но если находиться внутри машины в момент отключенной печки, то окна будут сильно запотевать. Поэтому этот способ рекомендуется совмещать с чисткой снега Включайте внутренний обдув. Так быстрее прогревается салон и двигатель (меньше потерь на прогрев воздуха с улицы). Но при высокой влажности в салоне может начаться запотеваник (в этом случае отключите обдув).
Технические улучшения прогрева
1. Автозапуск мотора (сигнализация или заводская функцию). Запускайте перед выходом из дома, для ускорения отключайте печку/климат-контроль. С дизельным двигателем автозапуск менее эффективен. 2. Закрыть радиатор. Можно использовать специальные чехлы, накладки или картонку. Дополнительно можно закрыть радиатор автоматической коробки передач или вариатора, если такой радиатор имеется. Главное - не нарушайте работу вентилятора. Не используйте этот метод, если на улице теплее чем -5°С. Если в моторе имеется турбина, то возможно придется закрыть половину радиатора, т.к. прикрыв радиатор интеркулера он начнет нагреваться: увеличится расход топлива и упадет мощность турбины. 3. Автоодеяло. За первые 7 минут двигатель нагревается даже меньше, чем без автоодеяла, т.к. само одеяло забирает часть тепла, но в дальнейшем и на трассе от них есть толк. Главное преимущество "одеяла" - двигатель остывает в 1,5 раза дольше, а это удобно если часто ездите с перерывом в 1-2 часа между поездками и тем самым не тратите время на прогрев. Не используйте одеяло, если на улице теплее +2°С. 4. Установить автономный отопитель или догреватель (например Webasto). Существуют дешевые электрические догреватели, от розетки 220V, но это удобно тем кто живет в загородном доме. Догреватель бывает салонный (мотор не греет, но дешевый) и для мотора. 5. Полная шумоизоляция. В качестве утепления этот способ малоэффективен, но ослабит замерзание салона автомобиля на трассе и прибавит комфорта.
Совет тем кто с турбиной
Если в автомобиле установлена турбина, будь то бензин или дизель. Руководствуйтесь двумя простыми правилами и это максимально продлит жизнь турбине: 1. Не гоняйте - пока не прогреете до +70°С, даже летом. 2. После продолжительной активной езды не глушите сразу мотор - дайте ему поработать 30 секунд на холостых. Современные турбины (с 2010 г.) менее подвержены тепловому шоку и могут иметь вспомогательные электрические насосы для охлаждения после остановки, но все же резкая остановка будет для них стрессом. По этой причине на старых автомобилях устанавливали турбо-таймеры, резкая остановка особенно в мороз, могла вызвать тепловой шок, что было критичным для турбин и компонентов мотора того времени. Турбо-таймеры оправдано и сейчас устанавливать/активировать в регионах с сильными морозами.