Путешествуете на автомобиле? А не подведет ли железный конь? чеклист
На море, в горы или на рыбалку, куда бы не собрались на автомобиле? лучше перепроверить готов ли он к дальнему путешествию, особенно если он уже не на гарантии. От состояния автомобиля зависит Ваша безопасность и попутчиков.
1. Колеса
Не пора ли поменять тормозные колодки и диски? Торм.колодки "ходят" 30 - 60 тыс.км., диски до 100 тыс.км.. Если вам предстоит поездка через серпантины, а износ колодок уже 2/3 то лучше не рисковать и заменить. Изношенные колодки быстро перегреваются. Тормозная жидкость. Её меняют каждые 2 года, просроченная летом в жару на серпантинах может закипеть, а зимой замёрзнуть. Затяжка болтов на колесах. Если затяжка ослабла, то на высоких скоростях будет вибрация и не хотелось бы, чтобы колесо улетело. Давление в колесах. Выставляйте давление как рекомендует инструкция учитывая загруженность авто. При низком давлении повышается расход топлива, риск словить "грыжу", колесо легче прокалоть, хуже тормозит, увеличивается раскачка кузова, что влечет морскую болезнь у пассажиров. При сильно перекаченных шинах ухудшается сцепление с дорогой и также увеличивается риск словить грыжу. Толщина протектора. Если шины почти стерлись, то вы рискуете попасть на аквапланирование и потерять управление в дождь. Летом ездить на зимних шинах плохая идея, из-за горячего асфальта резина становится слишком мягкой и тормозной путь увеличивается.
2. Охлаждающая жидкость (антифриз)
Проверьте уровень. Лучше доливать специальную смесь, но можно и дистиллированную воду (в идеале деионизированную), но старайтесь много воды не добавлять концентрация ухудшится и в жару антифриз может закипеть, а зимой замерзнуть.
3. Проверить нет ли протечки из трансмиссий и коробки передач
Выезжая с парковочного места, достаточно посмотреть не появились ли свежие масляные пятна на асфальте (исключите воду от кондиционера). Если по пути выльется масло из коробки передач или других частей трансмиссии то путешествие закончится серьезной и дорогостоящей поломкой. К сожалению машина не предупредит об низком уровне масла в трансмиссии, как в случае с мотором.
4. Уровень моторного масла
Если ваш автомобиль склонен к его угару, то стоит с собой взять масло, а не искать его по пути.
Давно ли меняли ремень ГРМ/цепь?
ГРМ обычно меняют каждые 60 тыс.км. (но есть автомобили где 90 - 120 тыс.км.) Цепи обычно ходят в 2-3 раза дольше и их меняют по факту растяжения. Если не уследить то можно попасть на дорогой капитальный ремонт.
Проверьте кондиционер
Обычно их заправляют каждые 3-5 лет. Если предстоит поездка в жару без рабочего кондиционера, то водителю будет тяжело: сонливость и ухудшится внимательность. А с открытыми окнами выше 80 км/ч ехать не комфортно.
Давно ли меняли моторное масло?
В идеале лучше ехать на свежем масле, которое не проехало ещё и 3 тыс.км.. Дальний путь, высокие температуры, нагрузки от груза и обгонов это испытание для масла и мотора. И если масло окажется "уставшим", то мотор будет работать на износ, а за износом следует повышенный расход масла и поломки. Стоит также вспомнить не пора ли заменить масло в коробке передач и раздатках.
Состояние радиатора
Если основной радиатор в пыли, пуху, насекомых то охлаж.жидкость мотора будет перегреваться, а вместе с тем и сам мотор. Часто рядом соседствуют и другие радиаторы, например кондиционера, на вариатор и интеркуллер (для турбины) и также страдают от недостатка охлаждения из-за загрязнения. Если при +25°С кажется, что радиатор справляется, то на юге при +35 уже могут быть проблемы, поэтому лучше очистить и поставить сетку перед радиатором (её ставят и дилеры). Сетка вполне защищает от крупных насекомых, листьев, пуха, камней и других предметов, которые могут прилететь с дороги.
На практике сетка не ухудшает обдув, максимум на пару градусов в пробке, а вот замятый и грязный радиатор ухудшит обдув и температура может подняться на критические 5-10°С.
Проверьте щётки стеклоочистителя
Не мылят ли они? особенно ночью. Возможно их пора заменить или взять запасные в дорогу?
Протереть стекла изнутри
Будет не приятно когда солнце или ночью фары встречных машин будут бликовать на стекле.
Есть проблемы в подвеске?
Если что-то постукивает или хрустит, то лучше разобраться до поездки, чем по пути и потребует более дорогого ремонта и потерю времени. Если к подвеске претензии нет, но у вашего автомобиля пробег за 120 тыс.км. и вы ещё не меняли амортизаторы то стоит перепроверить их, т.к. за такой пробег они "устают" и машина сильнее раскачивается, что ухудшает тормозной путь и устойчивость на дороге. Например на этом сайте расписаны признаки износа амортизаторов, пружин и их последствия.
Давно ли делали развал-схождение колес?
Данная операция выравнивает углы колес, которые могли сбиться после ям. Из-за этого машину может тащить в бок при прямом руле, колеса неравномерно стираются, а у полно приводных машин может наблюдаться биение руля схожее с дисбалансировкой колес. В зависимости от качества дорог по которым ездите, сход развал делают каждые 15 - 60 тыс.км.
Балансировка колес
Если балансировка колеса нарушена, то на руль и кузов передается неприятная вибрация на определенных скоростях (обычно 80 - 110 км/ч), кроме пассажиров от этого страдает подвеска и рулевая рейка, что приводит к их быстрому износу. Балансировку делают когда меняют шины на колесных дисках и этого хватает на сезон, но если зимняя и летняя резина на разных дисках, то лучше балансировку проверять при замене колес. Т.к. после ям, резких торможений, реагентов на дороге и естественного износа за прошлый сезон - балансирующие грузики могут отклеиваться, а центр баланса колеса смещаться.
Давно ли менялся салонный фильтр? (кондиционера)
Неприятно и тяжело, особенно аллергикам ехать сотни километров с забитым пылью фильтром. Для аллергиков есть специальные фильтры тонкой очистки, вот примеры популярных автобрендов: Mahle - CareMetix, MANN - FreciousPlus, JS - O2CLEAN и BOSCH - FILTER+.