Аксионα
авто журнал
Куда уходит масло?
В этой статье представлены основные популярные причины расхода моторного масла. Варианты перечислены от самых популярных до самых редких и не очевидных.

Банальная причина – течь пробки

Достаточно посматривать нет ли лужи масла под машиной.

Некоторые течи проявляются только на достаточно прогретый двигатель и под нагрузкой. Нужно чтобы мотор хорошенько прогрелся и поработал под нагрузкой тогда возрастает давление и течь должна начаться.

#1

Масло подделка

Чтобы избежать данной проблемы выбирайте масла в упаковках с защитой от подделок.

Примеры масел с качественной защитой от подделок:

Ravenol

Mobil1 - (с 2018 года)

Shell - (с 2018 года)

#2

Как мы советуем выбирать масло сегодня:

Изучить рекомендации и требования в инструкции автомобиля
1. Определиться с вязкостью масла по типу региона и сезона эксплуатации;
2. Отсеиваем масла с нужной для вашего мотора классификацией или допуском производителя.
3. Отдаем преимущество в выборе тому маслу, которое имеет защиту от подделки с помощью специального кода.
#3

Неисправен маслоотделитель

Достаточно разобрать выходную трубу маслоотделителя и оценить загрязненность. У исправного маслоотделителя на выходе будет небольшой налет похожий на золу.
#4

Закоксовались поршневые кольца цилиндров

Если масло постарело – оно не моет, а пачкает мотор. От этого первым страдают маслосъемные кольца цилиндров.

Из-за испорченного старого масла они начинают залипать и забиваться грязью. Плохо выполняют свою функцию из-за чего в камеру сгорания топлива попадает масло, т.к. кольца обратно не могут нормально забрать масло.

Лечение – если проблемы в зачатке, то проблема может сама устраниться если начать пользоваться промывками и в 3 раза чаще менять масло. Если проблема уже серьезнее или хочется получить результат сразу то нужно проводить промывку спец.средством (раскоксовка колец) в сервисе где умеют это делать.

Чтобы избежать закоксования колец в будущем, меняйте масло почаще:
Лучший способ не попробегу, а по мото/часам не более 300.
Если все же по пробегу проще, то при регулярной езде в городе с пробками меняйте масло каждые 6000 км. А если вы часто ездиете по трассе и за город, то меняйте каждые 10 тыс.км. это правило актуально и для бензинового мотора и для дизельного. В слачае с ГБО можно прибавить 500 км.
#5

Износ поршневых колец

Если после промывки поршневых колец расход масла наоборот увеличился, значит они уже были серьёзно изношены и их нужно менять.

Распространённая проблема моторов с большим пробегом на масле ACEA A5/B5. Если попробовать масло A3/B4, то заметите как расход немного упадёт. Кроме того в цилиндрах будет плохая компрессия.

Решается только капитальным ремонтом – замена поршневых колец.

#6

Учитывайте естественный угар масла

Любой двигатель внутреннего сгорания расходует масло, это естественный процесс вне зависимости от его конструкции и того используете ли вы бензин, дизель, либо газ.

Даже обычный атмосферный двигатель объемом 1.6 литров в хорошем состоянии потребляет по 2 мл масла на 1000 км, поэтому даже меняя масло каждые 15 тыс.км. по щупу будет казаться, что масло не уходит.

Другое дело самые современные форсированные двигатели и с турбинами. Которые работают с высокими нагрузками. Для них расход масла особенно в городских коротких поездках с пробками сегодня уже нормальное дело.

Для атмосферных и современных дизельных двигателей расход в 200 мл на 10 000 км является нормальным. Для бензинового турбированного двигателя является вполне допустимым расход в 200 мл на 1000 км, хотя сами производители заявляют, что аппетит до 500 млн на 1000 км.

#7

Город и пробки – расход масла больше чем по трассе

Средняя скорость автомобиля на трассе 80 км/ч. За 5000 км трассы мотор проработает всего 62 часа (мото/часов). Допустим расход масла составил в этом случае 100 мл.

А средняя скорость автомобиля в Москве с пробками составляет 30 км/ч. За 5000 км по Москве этот же мотор наработает 166 часов, в 2.5 раза больше! Поэтому будет нормальным если за эти 5000 км расход масла составит 250 мл.

Вполне возможно вы стали чаще ездить по городу и в пробках, поэтому возрос расход масла увеличился.

Если ваш ритм и стиль жизни изменился, и вы стали чаще ездить по городу и толкаться в пробках. То настоятельно рекомендуем снизить интервал по замене масла. Вместо привычных 10 – 15 тыс.км. прейти на 7 тыс.км. Так вы убережете ресурс мотора от будущего резкого роста расхода топлива.
#8

Быстрое старение масла

Если первые 2000 – 3000 км расход масла незначительный, а потом резко в разы начинается жор. И так каждый раз после замены масла. То мы имеем дело с преждевременным старением моторного масла причины:

А) Много бензина/дизеля в масле. После короткой поездки вытащите щуп и понюхайте его кончик, если будет сильно пахнуть бензином или дизелем. Также существует гаражный но вполне достоверный капельный метод анализа на листе бумаги. (ссылка?) Причины:
- проблемы с топливной системой;
- плохо работают свечи или катушки зажигания;
- плохое качество топлива;

Б) Масло поддельное или контрафакт;

В) Неправильно выбранное масло по спецификации или допуску;

Г) Зимний холодный жор. Когда мотор холодный, он неизбежно накапливает топливо, даже будучи абсолютно новым это нормальный процесс. Накопленное топливо испаряется из масла, но только когда мотор хорошенько прогревается. Возможно ситуация, что ваши поездки зимой слишком короткие, не более 10 минут. Поэтому масло быстро накапливает топливо и стареет. Возможное решение:
- Попробовать использовать менее вязкое масло, например вместо 5w40 попробуйте 0w30;
- Раз в неделю постарайтесь за раз проезжать не менее 10 км или 30 минут работы двигателя (только не холостого);

Был период, когда TSI и TFSI двигатели концерна VAG требовали использовать масло с допуском VW 504.00, как в Европе. Однако в последствии многочисленных жалоб выяснилось, что одной из причин жора масла была слишком быстрая его старость из-за бензина, езды по пробкам и холодной работы двигателя.
#9

Попробовать сменить масло на более вязкое

Вариант если вы не можете найти явную техническую проблему или утечку топлива, но уверены в качестве масла. Попробуйте использовать более вязкое масло, например если было 5w30 перейти на 5w40.

Но перейти с 5w40 на 5w50 может оказаться проблематичным, так как обычно сложно найти масло с нужными допусками и зачастую такое масло дорогое для машин с тюнингом. В таком случае можете попробовать вариант с 10w40.

Если со сменой вязкости заметно снизился расход масла, например было 500 мл на 1000 км, а с новым маслом стало 300 мл. Тогда причина расхода:
- Износ маслосъемных колпачков. Разбор и замена их;
- Ещё раз проверьте маслосъемные кольца поршней. Попробовать их отмыть спецсредством или заменить на новые (капитальный ремонт);
- Если есть турбина то видимо в нём утечка и масло уходит в выхлопную трубу;

#10

Беда не приходит одна

Когда не удается найти конкретную причину повышенного расхода масла, то возможно проблема является суммой мелких. Допустим на пробег в 1000 км у вас уходит 200 мл масла, турбины при этом нет, течи открытой нет:
-50 мл уходит через маслосъемные колпачки;
-50 мл масла из-за изношенного маслоотделителя и избытка топлива в масле;
-50 мл уходит из-за поршневых колец;
-50 мл общее запотевание мотора. Масло уходит через сальники и прокладки (грязный маслянный внешний вид мотора);

Поэтому устранение одной из мелких причин на общую картину сильно не повлияет и покажется, что причина не в этом. Но когда вы потратите много денег и времени на поиск и устранение причин вы скорее всего добьетесь

#11

Обратный случай – масло в моторе будто увеличивается

Проверьте щуп на запах топлива и сделайте бумажный тест. Вероятно в масле накапливается топливо и мы имеем дело с неисправным маслоотделителем.

#12