Аксионα
авто журнал
Бензин, дизель, газ или электро?
В этой статье будут представлены основные доводы о том какое топливо целесообразно и выгодно использовать в Российских реалиях.

Северный регион - долгие и очень холодные зимы

Для северных регионов России где морозы часто за -30 и зима длится почти полгода самым лучшим вариантом будет бензин.

Факты против остальных:

Зимний дизель - дорогой, меньшая эффективность (цетан и плотность ниже), есть риск что замёрзнет, плохо греется мотор и салон автомобиля. Дополнительные отопители как «вебаста» не особо помогают и лишь дополнительно тратят топливо.

Газ – зимой также нужна зимняя смесь, которая дороже и зачастую имеет загрязняющие примеси. Часто ставят дополнительные нагреватели на газовое оборудование. На севере мало заправочных станций с газом.

Электро – если вы ездите от теплого гараж до своей работы где вашу машину ждет также теплая парковка с розеткой то вариант хороший если денег в избытке. В северной Европе современные электромобили уже очень популярны, спокойно выдерживают сильные морозы и имеют само подогреваемые аккумуляторы. Но на севере России отсутствует инфраструктура где можно быстро зарядить автомобиль.

#1

Умеренные климатические регионы как Москва и Санкт-Петербург

Зима не более 3 месяцев и морозы в -25 редкость. Большинство крупных городов попадают в эти регионы: Москва, Санкт-Петербург, Нижний-Новгород и т.д. Умеренная зима позволяет использовать любой тип топлива.

Если ваш пробег менее 15 тыс.км. в год, то переплачивать за покупку дизельного или газового автомобиля не выгодно.

Однако исключением может быть регулярная езда в городе с пробками. В городе 7 000 км пробега по пробкам в холостую, равносильны 15 000 км на трассе, в таком случае можно рассмотреть дизельный автомобиль, который будет существенно экономичнее в пробочном потоке и реже заезжать АЗС, либо установка ГБО.

На дизельные автомобили, которые продаются в России устанавливают «вебасту» или электрофен, благодаря чему салон автомобиля прогревается быстрее чем бензиновые или на газу.
#2

Что лучше для южного региона?

Зима мягкая, короткая 1-2 месяца. Но летом долгая и сильная жара.
Газовое и дизельное топливо лучше подходит для южных регионов. Но если в год вы проезжаете менее 15 000 км, то переплачивать за дизельный двигатель или переоборудование под ГБО не выгодно.
#3

О дизеле

Преимущества:
+ Значительно высокий крутящий момент дизеля и лучше КПД, чем у бензинового и газового;
+ Легче переносит груз и буксировку прицепа за счет крутящего момента;
+ Будучи груженным расход топлива возрастает не так сильно, как у бензинового двигателя;
+ Лучше подходит для частой езды по холмам, горам, серпантинам и бездорожью;
+ Значительно меньше дополнительный расход топлива и уменьшения динамики из-за включенного кондиционера (в отличии от бензина и газа);
+ Дизельные двигатели более надёжны при частой езде с грузом;
+ Не требуются свечи зажигания. Но для зимы нужны свечи накаливания;
+ При частой езде по трассе дизельный двигатель можно обслуживать реже чем бензиновый;

Нюансы и недостатки дизелей:
- Дизель выгоден и окупаем, только если вы проезжаете более 20 тыс.км. в год. (исключение регулярная езда по городу);
- Зимой нужно зимнее ДТ. Оно дороже и есть риск, что топливо замёрзнет;
- Из-за присадок зимнее топливо менее эффективно и незначительно возрастает расход топлива;
- Зимой двигатель греется медленнее, поэтому требуется устанавливать к двигателю догреватель (к примеру вебаста). Либо устанавливать наподобие электрофена, чтобы воздух в салоне прогревался быстрее;
- Обслуживать ДТ дороже чем бензин (запчасти дороже, моторного масла больше и т.д.);
- Цена современного ДТ Евро-5 приблизилась к бензину АИ-95 и продолжает расти, что увеличивает срок окупаемости и ставит под сомнение в целесообразности использования старого дизельного автомобиля вместо бензинового;
- Топливные системы старых дизельных моторов Евро-3 и ниже быстро изнашиваются от недостатка смазки и серы в топливе Евро-5;
- У дизельных двигателей Евро-4 и ниже обычно сильные и многим не приятные вибрации и звук;
- Дизельное топливо имеет характерный и ярко выраженных запах, что требует быть осторожным при заправке и пользоваться герметично упакованными перчатками;
- Некоторые дизельные двигатели требуют заправлять мочевину для соблюдения Евро-5/6 норм. Что увеличивает расходы и препятствует полноценно использовать транспорт в зиму, т.к. мочевина замерзает при -10.

#4

О бензине

Преимущества:
+ Широкий диапазон оборотов и преимущество в лошадиных силах обеспечивают лучшую динамику для обгонов, чем дизель. Но только если речь идёт об не сильно загруженном автомобиле;
+ Нет проблем зимой;
+ Экологичнее дизеля;
+ Больше возможностей для тюнинга автомобиля;

Нюансы:
- Современные бензиновые автомобили чаще страдают от угара масла;

#5

О газе (ГБО)

Преимущества:
+ В целом расходы на газ выходят дешевле бензина и дизеля. Несмотря на повышенный расход;
+ Можно увеличить интервал замены моторного масла и свечей (обычно на 25%);
+ Экологичнее чем дизеля и бензин, даже Евро-6;

Нюансы и недостатки ГБО:
- Нужно выбрать газ и только им заправляться: метан или пропан-бутан;
- Техническое обслуживание автомобиля становится дороже;
- На газовом топливе снижается мощность двигателя;
- При переводе бензинового автомобиля на газ, расход топлива увеличивается на 10-15% из-за снижения мощности;
- Для окупаемости переоборудования на ГБО желателен ежегодный пробег не менее 20 тыс.км.;
- Турбо дизельный мотор также можно перевести на газ. Но данная услуга доступна и оправдана только для автобусов, грузовиков и пикапов с большими моторами. Расход топлива увеличивается на 20-30% и ощутимо снижается мощность, но изначальный низкий расход топлива дизеля и турбина компенсирует от существенного перерасхода и падения мощности в сравнении с аналогичным бензиновым двигателем равным по мощности;
- Для зимы нужна зимняя смесь;
- В регионах ещё мало газовых заправок;
- Нужно выбирать тип газа и оборудование под него: пропан или метан. А также потом искать заправки под конкретный тип газа;

#6

Об электромобилях

Преимущества:
+ Максимальный крутящий момент и лошадиные силы доступны практически сразу. От этого машина более ровно и динамичнее разгоняется;
+ Нет коробки передач (меньше рисков для поломки);
+ Самый экологичный городской транспорт;
+ С каждым годом новые модели электромобилей заряжаются всё быстрее и едут всё дальше. В США и Европе на обычной АЗС можно встретить пункт с быстрой зарядкой электромобиля, который может зарядить за 2 часа автомобиль на 80%, за эти два часа вы можете отдохнуть от дороги, пообедать/ужинать. И потом проехать ещё не менее 400 км;
+ Электричество найти проще чем бензин, дизель и особенно газ. Но на процесс зарядки от домашней розетки требуется ещё много времени;
+ Многие считают, что аккумуляторы быстрое выйдут из строя особенно в северных широтах. Рассуждая об этом исходя из опыта мобильных телефонов. Однако реальный опыт северных европейских соседей показывают, что самые современные электромобили с новыми поколениями аккумуляторов за 3 года эксплуатации в среднем теряют не более 15% ёмкости.

Нюансы и недостатки:
- Электромобили ещё очень дорого стоят и ещё не окупаются по сравнению с традиционными автомобилями. Но переломный момент может начаться уже в 2022 году;
- В России инфраструктура только начала зарождаться в крупных городах и главных магистралях как М4 или М-11. Но развитие идёт медленно и не уверенно, так как это не выгодно топливо добывающим компаниям;
- Зимой аккумуляторы тратят энергию на подогрев самих себя, даже когда машина просто стоит;
- На прогрев или охлаждение салона тратится значительно энергии;
- Заправлять бензин или дизель проще и быстрее, чем электро автомобиль от обычной домашней розетки;
- Электромобили не имеют выхлопа и, казалось бы, безвредны для окружающей среды. Однако при производстве аккумуляторов для электромобилей окружающей среде наносится в разы больше вреда чем при производстве любого обычного двигателя и пару лет его работы. Также на выработку электричества до сих пор в большинстве используются не самые экологичные электро заправки. В перспективе при правильной утилизации устаревших аккумуляторов ситуация улучшится. А спрос на электричество обеспечит постройку новых более современных и безопасных электростанций.

#7