Аксионα
авто журнал
Фирменный бензин с присадками на АЗС
Популярные АЗС массово обзавелись красивыми названиями альтернативным бензином с присадками: V-Power, Экто, Pulsar и т.д. Присадки обещают увеличение мощности двигателя и экономию топлива. Попробуем разобраться.

На АЗС продают улучшенный фирменный бензин с присадками, он и вправду лучше обычного?

Да – этот бензин обладает улучшенными свойствами. Но какими - решает продавец.
Эффект от использования фирменного бензина будет зависеть от типа используемых присадок в этом бензине и конструктивных особенностей вашего мотора и то на сколько чистый мотор.
Яркие и положительные впечатления проявляются у владельцев чьи моторы уже имеют отложения и загрязнения, накопившиеся после долгого использования обычного и особенно не качественного бензина, из-за которых мощность мотора снизилась и увеличился расход топлива.
#1

Кроме автомобиля можно ли использовать в других двигателях?

Да. Топливо с присадками можно использовать на скутере, мотоцикле, лодочном моторе, снегоходе, квадроцикле.
Особенно если бензин содержит большую дозу МТБЭ присадок (об этом ниже), а при частой езде на высоких оборотах также полезным будет присадка с модификатором трения.
Но использование в двухтактных двигателях с разбавленным маслом зачастую не оправдано из-за имеющихся уже присадок в масле.

Можно использовать даже на газонокосилке, бензопиле и генераторе. Но скорее для профилактики.

#2

Какой бензин с присадками лучше всего подходит моему мотору?

Для турбированных моторов (TSI, TFSI) – искать бензин с минимум кислородных МТБЭ присадок1. Это правило касается и для обычного бензина, там также содержатся МТБЭ.
Для остальных атмосферных моторов наоборот МТБЭ будет полезным и чем выше его содержание, тем лучше.
Дорогой бензин с модификатором трения лучше всего проявит себя на моторе с шестью и более цилиндрами (например V6, V8, H6 вариации).
#3

Выгодно ли использовать топливо с присадками?

Оптимально выгодный вариант - периодически использовать бензин с присадками. Учитывая, что сегодня бензин соответствует нормам Евро-5, двигатели теперь не так быстро загрязняются как например ещё в 2010 году, когда в ходу был Евро-3. Чтобы поддерживать достаточную чистоту двигателя и топливной системы, достаточно только каждый третий полный бак заправлять бензином с присадкой. Самый лучший сценарий - заправиться улучшенным бензином когда вы отправляетесь в авто путешествие или едете на дачу и дорога занимает более часа езды.
Часто фирменный бензин содержит высокую дозировку МТБЭ в отличного от обычного бензина. И водители с атмосферными двигателями замечают улучшения в динамике по сравнению с обычным бензином. Но владельцы турбированных двигателей могут даже наоборот заметить ухудшения в динамике.

Для моторов где 6 и более цилиндров, при частой езде по трассе, бензин с модификатором трения может оказаться выгоден на постоянной основе. Расход топлива снижается на 10% с чистым мотором, что для таких моторов обычно означает экономию на 2 и более литров бензина. Зачастую цена топлива становится равносильной, но улучшенная динамика и чистота двигателя становится приоритетом. Но это можно выяснить только индивидуально и экспериментальным путём.
#4

Из чего состоит улучшенное топливо?

В большинстве случаев:
99.9% - обычный бензин, что и в соседнем пистолете. Но обычно берут лучшую партию (каждый раз она разная);
менее 0.1% – добавляют те самые специальные присадки;

Иногда коктейль усложняют:
1. Готовят специальную партию бензина со слегка увеличенным октановым числом, чаще всего с помощью кислородосодержащих присадок - Метил-трет-бутиловый эфир или оксигенатов (часто в паспорте топлива указаны как «эфиры С5») их популярное и сокращенное название МТБЭ. Если октановое число бензина заявлено 95, то в фирменном оно скорее всего будет 96. Кроме того использование повышенной дозы МТБЭ позволяет улучшить эффект очищающих свойств присадок.
2. Используют более дорогую присадку или сразу несколько. А также увеличивают её дозировку до 0,3%.
#5

0.1% присадки реально хватает?

Такой дозы действительно хватает, вспомните как одной капли моющего средства на губке хватает, чтобы вымыть гору посуды. Химия творит чудеса.
Первостепенная задача этих присадок – не навредить. А аккуратно восстановить потерянную мощность двигателя из-за отложений, появившихся со временем эксплуатации машины.
Избыточная доза присадок может навредить двигателю, особенно моторам гражданской модификации и с сильным загрязнением.
По этой причине в фирменных бензинах АИ-92 и АИ-95 концентрация присадок самая маленькая, зачастую даже всего 0,01%. Такая мизерная дозировка безопасно будет отмывать накопившиеся отложения, тем самым вернув заводскую мощность и лишь незначительно увеличить мощность за счёт полноты сгорания топлива. Моторы рассчитанные на АИ-98 бензин более крепкие, поэтому для них в топливе АИ-98/100 концентрация пакета присадок увеличена и эффект будет более заметным.
Порой нужно откатать 3 полных бака фирменного топлива, для того чтобы ощутить положительный эффект от очистки двигателя и топливной системы.
#6

А сколько раз надо заправиться или проехать чтобы очистить двигатель?

В большинстве случаев достаточно отъездить два полных бака фирменного топлива, чтобы очистилось более 50% отложений и загрязнений. Этого достаточно для восстановления нормального расхода топлива и динамики автомобиля. В дальнейшем очистка идёт более медленно.
#7

Присадки на АЗС разные? Кто производит топливные присадки?

В большинстве случаев за красивыми названиями улучшенного топлива на Российских АЗС скрываются одни и те же присадки: Европейского или Американского производства. Чаще всего используются присадки двух фирм BASF и Afton.

Схема простая: АЗС покупает присадки у BASF или Afton, добавляет их в обычное топливо, размешивает, клеит своё маркетинговое название на продукт и продаёт!

Изготовители этих присадок постоянно проводят испытания на Европейских, Американских и Азиатских рынках совместно с производителями автомобилей, поэтому в их эффективности нет сомнения и они даже рекомендуются крупными производителями автомобилей. Из-за доступности и простоты реализации этих присадок, на отечественном рынке России нет АЗС с Российскими присадками, так как для их реализации потребуются серьезные вложения и долгие испытания. А зачем это делать, если уже есть готовые продукты на рынке.

Каждый бренд АЗС сам решает сколько и какие присадки добавлять в топливо и какую делать наценку за это топливо. Зачастую дозировка присадок даже одного бренда может ощутимо отличаться в разных регионах.

#8

Что делают топливные присадкой?

Самый простой и дешевый фирменный бензин содержит простую присадку, которая только моет/очищает мотор и частично топливную систему.

Более дорогие фирменные бензины могут содержать модификаторы трения и катализаторы горения, последнее усиливает полноту сгорания топлива. И тем самым улучшая очищающие свойства и даже незначительно делают выхлоп экологичнее. Но обычно вместо катализаторов увеличивают дозировку классически МТБЭ присадок повышающих октановое число.


Эффекты от присадок:

Моющая присадка и очищающий эффект от горения – удаляют смольные отложения в топливной системе, медленно и безопасно разрушают нагар на стенках поршневой и свечках. очищают клапана и систему впрыска у инжекторных и карбюраторных моторов. Но не отмывает впускные клапана у моторов с непосредственным впрыском (FSI, TSI) в силу конструктивных особенностей.

Смазывают (модификатор трения) - продлевают жизнь бензонасоса и систем впрыска топлива. Незначительно облегчают ход поршней, смазывая стенки. Считается, что модификатор трения ощутимо снижает расход топлива на роторных моторах, а массовое применение такого бензина возможно позволит возродить данные моторы на электро-гибридных автомобилях.

#9

А зачем нужны МТБЭ?

Метил-трет-бутиловый эфир (другие названия: МТБЭ, оксигенаты, эфиры С5) - используют для повышения октанового числа. Его используют и в обычном бензине. С помощью этой присадки можно легально превратить АИ-92 в АИ-95, таким же образом из АИ-95 по сути делают АИ-98 и АИ-100.

Их дозировка разрешена до 15%, особенно большая дозировка встречается у бензинов АИ-98 и АИ-100. Дозировки в 15% не хватит, чтобы превратить из АИ-92 в АИ-98.


Плюсы МТБЭ в топливе:

+ Улучшается полнота сгорания топлива и тем самым усиливается очищающий эффект присадки;

+ Повышается мощность атмосферных моторов - МТБЭ превращает бензин в некую газировку, только из кислорода;


Обратная сторона от применения МТБЭ:

- избыток МТБЭ присадок занижает мощность турбированных моторов. Падает плотность топлива, а вместе с ним и калорийность;

- в жаркую погоду МТБЭ присадки быстрее выветриваются и октановое число падает.

Народный портативный прибор обычно не видит МТБЭ присадки. И показывает ОЧ базового топливо. Но лабораторный анализ по моторному методу покажет, что топливо хорошее.
Каждый месяц на АЗС поставляют разные партии. Невозможно каждый раз даже с одного завода поставлять партию 1 в 1. Содержание присадок включая МТБЭ могут кардинально отличаться. Изучайте паспорта бензина – чаще всего МТБЭ скрывается под называнием «оксигенаты» или «эфиры С5».
#10

Красивая реклама фирменного топлива обещает увеличение мощности до 10% и более, а экономию топлива до 5%. Каким образом?

Вот пример как можно получить такие красивые цифры благодаря правильному подходу испытания:

Атмосферный мотор (иногда даже грязный), запускают на стенде с обычным бензином, без МТБЭ. Тестируют 60 мото/часов, имитируя пробег в 3000 км на средней скорости 50 км/ч, полученный результат фиксируют за исходный. За половину этого испытания мотор загрязняется. Потом проводят повторный тест с этим мотором, добавив фирменное улучшенное топливо с увеличенным содержанием МТБЭ. К концу испытания мотор очищается, форсунки прочищаются смазывается, заводская мощность двигателя восстанавливается и немного увеличивается за счёт улучшенных свойств топлива. Для рекламы фиксируют лучшие показатели при определенных оборотах и условиях, которые обычно были получены уже в конце испытания.

В итоге больше половины позитивного эффекта от прибавления мощности и экономии топлива связана с тем, что изначальные показатели были хуже заводских из-за банального загрязнения.

Нужно принимать в расчёт, что улучшение, например, по динамике в 10% может быть зафиксированно только на определённых оборотах, например 4000. Когда мотор выдает максимальный крутящий момент. В то время как на остальных оборотах улучшения могут и не превышать и 3%.
#11

Фирменный бензин с присадкой может увеличить мощность двигателя больше заводских?

Топливные присадки, как и специально спортивное топливо не прибавит мощности двигателя более чем на 5% из-за ограничения заводского программного обеспечения.

В современные двигатели заводом заложена специальная программа, которая следит за тем как горит топливо и корректно работает двигатель. Программа будет принудительно уменьшать подачу топлива или воздуха если заметит рост мощности выше чем заложено заводом изготовителем. Зачастую это сделано, чтобы соблюсти и вписаться в экологические нормы, а также из-за маркетинговых соображений, либо местных законов.

Для обхода этих ограничений приходится вносить изменения программное обеспечение двигателя, данный способ ещё известен как чип-тюнинг.

#12

Разные отзывы об одном и том же топливе, одного бренда?

Возможные причины:
- разная конструктивная особенность двигателей (для каждого двигателя свой коктейль);
- разный износ двигателей;
- мотор уже чистый или слишком грязный;
- разные поставки и производители топлива (в каждом регионе разный поставщик НПЗ и каждая партия будет отличаться от других в силу разных причин);

#13

Можно ли чередовать обычный бензин и фирменный?

Можно. Используйте фирменный бензин для профилактики.

Для лучшей работы присадок нужен хорошо прогретый мотор и обороты не ниже 2000.

Оптимальным вариантом будет чередовать поездки: в будни для езды по городу с пробками использовать обычный бензин, а в выходные уезжая за город где можно дать разогнаться мотору использовать топливо с присадками.

Если вы регулярно ездите по трассе, то профилактику можно проводить реже. Три бака на обычном бензине и один бак с присадками

#14

Можно ли смешивать разный фирменный бензин с присадками?

Бензин с присадками от разных АЗС можно смешивать без проблем.

Также ничего плохого не будет если вы будете добавлять отдельно топливные присадки и обычный бензин, только стоит снизить дозировку.

#15

Помогает ли фирменный бензин с присадками бороться с водой в баке?

В большинстве случаев в фирменном бензине дополнительные спирты или специально присадки, которые побочно помогают безопасно выводить воду и бороться с коррозией.

Но чаще всего их доза крайне мала и эффект слабый. И зачастую об этих свойствах даже не указывают в рекламе. Это связано с риском, что избыток специальных таких присадок могут навредить мотору, если в баке уже скопился большой объем воды. Или может попросту вытянуть воду из топливохранилища, которая также неизбежно все же там бывает.

Если ваш пробег небольшой и автомобиль часто простаивает, то рекомендуем хотя бы раз в год перед зимой заправить специальную присадку «осушитель топлива». Чтобы снизить риск замерзания топливной системы в морозы.

#16

Можно ли смешивать фирменный бензин с 2Т маслом для двухтактных двигателей?

Этот вопрос лучше уточнять по горячей линии бренда АЗС, которая реализует топливо. Но нам не известны ограничения или запреты на смешивание с 2Т маслом.

Однако на практике применение фирменного топлива экономически не целесообразно использовать совместно с маслом для двухтактных двигателей (включая лодочные моторы). Особенно если применяете полусинтетическое или синтетическое 2Т масло. Качественное масло в правильных пропорциях отлично обладает смазывающими свойствами и в них всё чаще добавляют моющие присадки и катализаторы горения.

Для случаев, когда топливная смесь с маслом всё же недостаточно отмывает отложения в двигателе двухтактного мотора. Можно обратиться к известным европейским производителям присадок и масел, например LiquiMoly, Ravenol, Wynns. В их ассортименте есть специальные линейки топливных присадок для двухтактных моторов (например для лодочных 2т-двигателей).

#17

Я пользуюсь газом (ГБО), говорят с ним мотор чистый. Тогда мне не нужен бензин с присадками?

Мы рекомендуем использовать фирменное топливо с присадками и как можно чаще. И вот почему:

Во-первых, отложения в цилиндрах и клапанах от газового топлива всё же образуются. В последнее время всё чаще фиксируются негативные отзывы о грязном газе как владельцы автомобилей, так и хозяева частных домов с газовыми отопительными котлами с газгольдерами.

Во-вторых, из-за редкого обновления топлива, в баке с обычным бензином будет быстро накапливаться вода. Из-за которой зимой можете вообще не завести двигатель или вовсе повредить.

#18

Регулярное использование топлива с моющими и модификаторами трения может продлить жизнь мотору и топливной системе

Если ваш мотор турбированный (TSI, TFSI) и/или с непосредственным впрыском (FSI) То стоит чаще использовать улучшенное топливо с модификатором трения для стабильной и долгой работы топливной системы под высокими нагрузками. Либо добавлять отдельно продаваемые присадки.

Если мотор ещё и форсированный или чипован, то следует регулярно пользоваться присадками.

Если у мотора 6 и более цилиндров, то эффект от модификатора трения будет более выраженным, а экономия топлива будет заметной.

#20

Чем вредно загрязнение мотора и долгая езда на обычном бензине?

- Нагар образуется на свечах зажигания. Они быстрее изнашиваются, повышается нагрузка на катушки зажигания и их быстрый износ. Кроме того из-за нагара на свечах ухудшается воспламенение топлива, что влечёт не полноту сгорания топлива особенно на высоких оборотах. А также возможны пропуски в зажигании.

- Образуется нагар на впускных и выпускных клапанах препятствующий нормальной их работе, а также ухудшают приток воздуха и выход выхлопных газов;

- Нагар на поршне и цилиндре уменьшает полезный рабочий объем, но больше всего вреда этот нагар наносит маслосъёмным кольцам;

- Изнашивается топливная система и накапливается вода в баке;


Каждые 7,5 тыс. км на обычном бензине без присадок ухудшается динамика (разгон и реакция на педаль газа) на 1% и увеличивается расход топлива на 1.5%. При постоянной городской эксплуатации, редкой замене масла и низкого качества бензина ухудшения происходят в несколько раз быстрее. Но существует ресурсный порог, когда в первые километры загрязнение происходит быстрее и ухудшение более заметно, чем через десятки тысяч километров пробега.

Пример загрязнения двигателя на обычном бензине (половина пробега по трассе):

За 22 500 км – потеря мощности на 3% и рост расхода топлива примерно на 4.5%;

45 000 км – мощность падает на 6%, расход топлива увеличен на 9%. После этого пробега владельцы чаще всего замечают улучшения от использования топлива с присадками;

80 000 км – к этому моменту появляется расход масла в современных двигателях. Зачастую он связан с банальным загрязнением маслосъемных колец поршня. Которые плохо выполняют свою задачу и оставляют избыточное количество масла в самих цилиндрах с топливом, что вдобавок ещё сильнее ускоряет загрязнение двигателя. Также нарушается компрессия. Кольца закоксовались из-за нагара, который образуются на цилиндрах и осыпаясь попадает на кольца, а также старого масла, которое не может нормально очистить кольца. В дальнейшем расход масла будет увеличиваться ещё и от ускоренного износа, который можно будет восстановить капитальным ремонтом.

120 000 км – могут наблюдаться проблемы с топливной системой особенно у двигателей с непосредственным впрыском (FSI, TSI, TFSI). Также в баке может накопиться достаточно много воды, которая может нанести серьёзный вред двигателю или замерзнуть зимой. Скорее всего к этому моменту мощность двигателя снизится на 15% и более, а перерасход топлива составит более 20%.

Нагар двигателя растет до определенного момента. В какой-то период наступит момент когда ухудшение прекратится, т.к. последующие отложения не смогут формироваться и будут сгорать принудительно, но такое сгорание может наносить вред, особенно турбине и системе очистки выхлопного газа. Обычно у машины в 120 тыс.км. и в 300 тыс.км. если ниразу не очищалась камера сгорания и топливная система перерасход и потеря мощни примерно одинаково
#21

Примечание

Если автомобиль с очень большим пробегом, например, более 150 тыс.км. и ни разу не использовались присадки или фирменным бензин. То после начала применения улучшенного топлива или присадок, нужно быть готовым поменять топливный фильтр через несколько заправок. Так как зачастую присадки тянут за собой серные отложения, воду, смолы из бензобака и забивают топливный фильтр, вызывая ухудшения в работе двигателя и дополнительную нагрузку на топливную систему.

#22

Топливные присадки повышают расход масла за счёт увеличения сгораемости?

Действительно встречаются отзывы о более высоком расходе масла на бензине с присадками. Зачастую они свидетельствуют о начальной стадии проблем с маслосъёмными кольцами - скорее всего они уже достаточно загрязнены и избыток масла попадающий в цилиндры сгорает быстрее из-за присадок. Также возможно масло не достаточно качественное (либо фальсификат) и имеет низкую «температуру вспышки» и высокую испаряемость (показатель тестирования NOAK).

Также бывает и обратная ситуация – снижение расхода масла. Из-за использования бензина с качественным модификатором трения, который проникает в те же маслосъемные кольца очищают и улучшают их работу.

#23

Попадают ли присадки в масло и безопасны ли они?

Да, попадают. Но на полностью исправном и чистом атмосферном моторе попадайет крайне малая доза.

Но если речь идёт о турбомоторе или форсированном с маловязким, где происходит угар масла и неизбежное попадание бензина в масло особенно если у водителя преобладают короткие холодные поездки (бензин из масла не успевает испаряться через маслоотделитель).

В этом случае детально вопрос об их безопасности и действии только начал изучаться. Известны публикации испытаний производителя BASF, что его присадки помогают даже моторному маслу отмывать отложения но на сколько эти присадки безопасны для уплотнителей, фильтров, гидрокомпенсаторов, не нарушают ли молибден присадки и других компонентов вопрос остается открытым.

Существует гипотеза что именно попадание больших доз присадок стали причиной возникновения проблемы - преждевременное воспламенение смеси в цилиндре Low Speed Pre Ignition (LSPI)
#24

Примеры популярных присадок в фирменном топливе:

BASF Keropur 3458N — эконом моющая присадка. На рынке с 2000 года.
BASF Keropur 3619T + BASF Keropur 3458N — дешевый модификатор трения и моющая присадка;
Afton Hitek 6437L —моющая присадка с простым модификатором трения;
Afton Hitec 6473 — моющая присадка с улучшенным модификатором трения по сравнению с Afton Hitek 6437L;
BASF Nemo 6115 — моющая присадка и эффективный модификатор трения;
BASF Nemo 6125 – моющая присадка и долговременный модификатор трения;
#25

Как обстоят дела с бензином в Европе?

В Евросоюзе начиная с экологического нормы для топлива Евро-5 есть требование: добавлять моющую присадку во все продаваемые бензины и дизеля.

Обычно это концентрация менее 0.001% и этого достаточно, чтобы новые моторы оставались чистыми, а старые не становились хуже, а значит работали исправно и не потребляли лишнее топливо и тем самым не ухудшали экологию.

Фирменное топливо в Европе похоже на наше. Используют те же присадки BASF, Afton и т.д.

#26