Моторное масло — сегодня и завтра

ФАКТЫ

1. Масла выпускаемые сегодня, даже отечественными Российскими компаниями, совершенно другие и значительно в лучшую сторону чем масла даже 5 лет назад.

2. Отечественные масла можно лить в иномарки, но при условии, что эти масла имеют разрешающие на то допуски. По качеству эти масла не уступают таким же недорогим обычным маслам популярных брендов, т.к. в них используются типичные зарубежные присадки.

Наиболее продвинутые отечественные масла выпускает Лукойл и Газпромнефть. Эти масла имеют хорошее базовое масло и зарубежный пакет присадок адаптированные под наши морозы и нестабильный бензин (чаще всего американский).

 

3. Масла выпущенные исключительно для России/СНГ (и выпускаемые в самой России), даже будут лучше для наших машин, чем масла выпускаемые для Европы. Масла выпущенные для Европы имеют более слабый пакет присадок, в силу экологических требований и качественного топлива (тем самым нет необходимости «укреплять» масло).

Чаще всего масла со слабым пакетом присадок имеют приставку «для LongLife программы», для пробегов в 40 тыс. км. и более.

В маслах выпускаемые для России и СНГ (даже имея одинаковое название с Европейскими продуктами). Имеют другую рецептуру, которая лучше адаптирована к нашим холодным условиям и худшему качеству топлива. Данные особые масла практикуют: LIQUI MOLY и Shell (производство налажено в России)

 

4. Масла вязкостью например 0w40 по сравнению с 5w40 или 10w40 не только отличаются легкостью запуска зимой, но и экономичностью если машина используется для коротких поездок на работу.

Например: утром ехать на работу по городу 20 минут и обратно вечером столько же (остальное время машина не используется). Масло по сути не успевает прогреться до рабочей температуры в 90 — 100 градусов и остается более вязким, как следствие на масле 0w40 расход может составлять до 5% ниже чем на аналогичном масле 5w40 (особенно весной/осенью). Это связано с тем, что вязкость масла при +40 у 0w40 около 75-80, а у 5w40 около 83-89, а чем меньше тем мотору легче. При рабочей температуре +100 у 0w40 и 5w40 одного бренда вязкость примерно одинакова и расход будет одинаковым. Такая же ситуация с 0w30/5w30 и набирающими популярность маловязкие масла  0w20 и 5w20.

 

5. Современные моторы зимой действительно можно практически не греть, как об этом и указано в тех.книжках (особенно это относится к дизельным двигателям, которые вообще не прогреваются). Однако стоит учитывать, какое масло залито, насколько свежее масло и какая температура за бортом. Рекомендации:

1. Если машина не использовалась более 3х часов (например утром), даже если на улице +30, когда заведете подождите 10-15 секунд или лучше пока стрелка тахометра опустится до обычных холостых оборотов, тем самым символизируя, что масло прокачано в моторе.

2. Ниже представлена примерная таблица рекомендуемого прогрева на современном двигателе с современными маслами. Однако в первую очередь нужно руководствоваться требованием и рекомендацией производителя указанное в «Руководстве пользователя»:

При -30

при -20

при -10

При -5

0w20 5 минут 3 мин.

2 минуты

30 секунд
0w30 6 минут
5w30 7 минут 5 минут
0w40 6 минут
5w40 10 минут 7 минут 4 минуты 1 минуту

 

6. Моторные масла для легковых машин в большинстве случаев «универсальны». Однако специальная дизельная серия лучше подходит как раз для его использования на указанный интервал пробега и с частыми нагрузками.

 

7. Новейшие масла с «API SN» обладают свойствами не только сохранять (как SM), но и по возможности восстанавливать резиновые прокладки/шланги с которыми контактирует масло.

 

8. Типичная старая температурная схема для вязкости SAE сегодня уже не так актуальна. К примеру если лет 10 назад считалось, что масло 5w30 подходит для климата -35…+30, если холоднее оно замерзало, а в жару сильно угорало и образовывало вредный лак и отложения. То сегодня благодаря новому качественному уровню базовых масел и более тщательно подобранных рецептур позволило значительно сдвинуть температурные показатели. Поэтому многие владельцы по опыту старых машин, удивляются как это летом в мою новую мощную машину дилер заливает 0w20?

Ниже представлена примерная таблица современных моторных масел. Более дорогие и самые новые масла (по рецепту) и особенно выпущенные для России могут иметь еще более широкие температуры при этом оставаться в той же вязкости, например Castrol EDGE-FST 0w40 имеет точку замерзания -61 градус (в 2 раза ниже чем было 5 лет назад). 

Сегодня Старые стандарты SAE

0w20, 5w20

-55 …. +35

-50 …. +20

0w30, 5w30

-45 …. +40

-35 …. +30

0w40, 5w40

-40 …. +50

-30 …. +40

Однако в первую очередь нужно руководствоваться требованием производителя машины и не стоит экспериментировать значительно понижая или завышая вязкость. При проектировании мотора учитывается, какие масла в него будут заливаться.

Поэтому если в ваш мотор требуется заливать 0w20, вы вполне можете заливать 0w30 в ущерб экономичности, а вот заливать уже 0w40 и тем более 5w40 не стоит, если это не допускается производителем или это сделано в целях тюнинга.

 

9. Бытует мнение, что маловязкие масла 0w20/5w20 довольно слабые и с ними износ мотора будет сильнее. Однако стоит учитывать:

1. Маловязкие масла рассчитаны для применения только в моторах, которые были спроектированы под это масло, где учитывались их свойства. Поэтому используя маловязкие масла на моторах рассчитанные под 5w40/10w40 мы действительно можем навредить мотору. В тоже время от использования масла с более высокой вязкостью мы получим увеличенный износ при старте мотора и дополнительный расход топлива.

2. Столь маловязкие масла в производстве получить значительно сложнее, требуются более чистая основа (набирает популярность масла сделанные из газа — GTL (он же PurePlus у Shell)),  используются в значительном количестве модификаторы трения (молибден например) и более мощные присадки для обеспечения стабильной вязкости масла.

3. Чем ниже вязкость, тем лучше прокачивание масла, смазывание наиболее сложных и мелких деталей буквально в первые секунды запуска двигателя и даже в сильные морозы.

4. Маловязкие масла имеют наилучшие теплоотводные свойства, тем самым дополнительно охлаждая мотор и в особенности в самых «узких» и нагруженных местах, которые плохо бы смазывались высоковязким маслом.

 

Для наглядности сравним наиболее популярные масла 0w30 vs 5w40, допустим они оба разрешены производителем в нашем моторе (при условии что используем масло одного бренда и линейки, но просто разной вязкости):

0w30 5w40
Расход топлива Меньше (лучше) Выше (хуже)
Акустический эффект Громче Незначительно тише
Вибрации Сильнее Мягче
Угар масла Больше Немного меньше

Износ двигателя:

в частых коротких поездках

Меньше Больше

зимой

Меньше Больше

Агрессивная (гоночная) езда

Износ больше Износ меньше

Езда груженым, или с прицепом или бездорожье*

Износ больше Износ меньше

* — при регулярной езде груженным или по бездорожью, желательно сократить в 2 раза интервал замены масла в моторе, коробке передач и в муфте полного привода (если есть). Т.к. масло в таких условиях быстрее стареет. Об этом поидее указывают производители машин в инструкции.

Выбирая масло к примеру 0w40, оно будет чуть ближе по эффекту к 0w30 представленной в таблице, так и с 5w30 оно будет незначительно ближе в сторону 5w40.

 

10. А какое масло будет заливаться в будущие моторы?

Уже сегодня самые современные бензиновые моторы в новых машинах требуют 0w20 (дизельные на 5w30, но 5w20 вполне уже реально), да были допущены конструктивные ошибки многими производителями моторов и эти масла получили дурную славу из-за «жора», а сами масла были не настолько стабильными и дешевыми. Но технологии и работы над ошибками идут вперед:

  • В первую очередь произошла революция в плане начала массового производства моторного масла из газа (GTL), именно по более доступной цене и массовом сегменте. Это позволит создавать масла с еще более низкой вязкостью и при этом сохранить всесезонность. Уже к производству готовятся масла: 0w16, 0w12 и 0w8. Эти сверх-маловязкие масла позволят снизить расход топлива, а также износ при работе двигателя в режиме «старт/стоп».
  • Во вторых в этих же маслах уже начинают применять присадки с нанотехнологичной основой, а ведь работы с этим типом присадок только начались и их потенциал огромен. Эти присадки позволят еще дополнительно снизить расход за счет снижения трения, уменьшат износ, а также дополнительно усиленно будут «мыть» двигатель.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Навигация по записям